Слушайте тишину
текст Елизаветы Прибытковой
Музей современного искусства Garage открывает новую программу. В течение этого года в библиотеке музея будет проходить серия концертов современной академической, электронной и импровизационной музыки под общим названием «Пожалуйста, тише».
Тенденция переселения концертных площадок в музеи, галереи, арт-кластеры и прочие нетрадиционные места существует давно, более того, часть композиторов сочиняет специально для подобных мест. За современной музыкой необязательно идти в Рахманиновский зал, можно заглянуть и в библиотеку. Создатели проекта «Пожалуйста, тише» стремятся объединить библиотечное пространство с живым звуком, но без бурных аплодисментов и фортиссимо в партитуре. Музыка призвана быть органичным продолжением книжных полок, молчаливых посетителей, осторожных движений и вдумчивых взглядов, ничто не должно нарушать идеологию тишины.
Первым участником проекта стал московский ансамбль DianaPlaysPerception, возникший не так давно под руководством Кирилла Широкова и Саши Елиной (по совместительству участников ансамбля The Same Ensemble). Одно из главных направлений их творчества, как заявляют сами музыканты, — мультидисциплинарность, живая коммуникация как обязательная составляющая процесса исполнения, а в репертуаре ансамбля можно встретить как американских и британских экспериментаторов (Джон Кейдж, Крисчен Вульф, Элвин Люсье, Лоренс Крэйн, Джеймс Сондерс), так и композиторов-современников из группы Wandelweiser. На этот раз аккомпанементом «тишины» были избраны сочинения Юрга Фрая и Мортона Фелдмана.
Так, на протяжении концерта возник диалог двух различных взглядов на звучание тишины, имеющий свою логично выстроенную драматургию. Первыми прозвучали две пьесы Фрая для тромбона и флейты из цикла Wen, оглушая паузами и редкими звуками, растянутыми во времени и пространстве. Это послужило отправной точкой к началу взаимодействия исполнителей со слушателями: среди книжных полок люди с музыкальными инструментами, не отличающиеся внешне от слушателей, хотят вашего внимания и тишины. Для Фрая, композитора группы Wandelweiser, звук, разворачивающийся в пространстве, зачастую не имеет очевидной связи с предыдущим, и само его звучание уже является событием. В диалектику с ним вступил Мортон Фелдман с Spring of chosroes для скрипки и фортепиано. После аскетичного звучания первых пьес слушатели уже готовы открыть для себя еле уловимые узоры скрипки, застывающие в воздухе повторов звуковых фигур на фоне фортепиано. Постепенно все составляющие «перформанса» начали взаимодействовать друг с другом: аплодисментов между номерами быть не может, вместо этого осторожные шорохи, скрипы стульев, шелест страниц как самостоятельные компоненты программы. Всё живое погрузилось в состояние медитативности, обостренного восприятия, и сама музыка не требовала пристального внимания к себе, а скорее помогала зрителю сосредоточиться на своих ощущениях. Кульминация программы — Ombre si fragile и Paysage pour Gustave для скрипки, виолончели и фортепиано Юрга Фрая — в них динамика стала ярче, а завершавшая концерт For Aaron Copland Фелдмана воспринималась как последнее слово перед возвращением в реальность. После — тихие аплодисменты на поклоне, лица будто только что очнувшихся слушателей.
Соединение музыки и звуков окружающей среды в одно произведение — идея не новая, но для публики и сейчас не всегда понятная. Концерт как жанр в своем классическом понимании уже давно потерял монополию в отношениях современного искусства со слушателем, теперь гораздо важнее, где и при каких условиях будет звучать музыка. Исполнители, и DianaPlaysPerception в этом случае отличный пример, фокусируются не только на самом репертуаре, но и на том, как он будет воплощен. В этом отношении проект музея Garage можно считать очень удачным.
Гул мегаполиса, метро, бесконечные уведомления мессенджеров — шум, в котором мы пребываем сутками в режиме многозадачности. А теперь садитесь, полистайте книгу до начала концерта, уберите телефон подальше, выдохните и слушайте.
И да, «Пожалуйста, тише».