• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
20/03/2018
Исполнилось 100 лет со дня рождения Бернда Алоиса Циммермана
В Германии проходят концерты, посвященные юбилею композитора

Фото с сайта: http://belcanto.ru/


«Музыка Циммермана абсолютно бескомпромиссна.  В ней идет речь о непреходящей трагедии человеческого бытия, о принципиальных вещах. И это очень немецкая музыка – в лучшем смысле этого слова, как, скажем, "Фауст" Гете.»
Инго Метцмахер

20 марта 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения немецкого композитора Бернда Алоиса Циммермана – классика немецкого послевоенного авангарда.
При жизни Циммерман не получил должного признания ни у публики, ни у своих коллег-композиторов, которые считали его творчество устаревшим и несовременным. Да и сам Циммерман чувствовал себя аутсайдером среди более молодых передовых авангардистов. Сейчас же значимость его фигуры не ставится под сомнение.
Музыковед Надежда Донцева так пишет о композиторе: «Кажется, жизнь и творчество Бернда Алоиза Циммермана словно придуманы для того, чтобы служить наглядной иллюстрацией старого романтического мифа о гениальном художнике, при жизни окруженном всеобщим непониманием и нашедшем признание лишь незадолго до собственной трагической кончины».
Бернд Алоис Циммерман родился в Западной Германии близ Кёльна. Его обучение в Высшей школе музыки прервала война: в 1940 году композитор был призван в войска вермахта, а вскоре был демобилизован по болезни.
В 1948—1950 Циммерман занимался на Курсах новой музыки в Дармштадте у Рене Лейбовица и Вольфганга Фортнера. Впоследствие композитор познакомился и с Карлхайнцем Штокхаузеном, Лучано Берио, Пьером Булезом. Неоднократно полемизировал с композиторами Дармштадтских курсов и свое отношение к проблемам современной музыки выразил в ряде статей.
С 1960 года Циммерман стал преподавать в Университете музыки в Кёльне. На его творчество оказали влияние неоклассицизм Стравинского, пуантилизм позднего Веберна. В середине 1950-х композитор выработал уже свой узнаваемый авторский стиль — по его собственной терминологии, «плюралистический». В его сочинениях свободно сочетаются джазовые ритмы, народные песни, элементы легкой музыки, цитаты из классической музыки от композиторов ренессанса до Густава Малера (кантата «Похвала глупости», 1948; Скрипичный концерт, 1950). Некоторые произведения целиком построены по принципу коллажа, например, его балет «Музыка для ужинов короля Убю», написанный в 1966 году.
Последнее его сочинение – «Экклезиастическое действо» («И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем») для двух чтецов, баса и оркестра на слова из книги Екклезиаста и легенды о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского (1970). Через несколько дней после его завершения Циммерман покончил с собой.
Композитору принадлежат оригинальные находки как в области оперного театра, так и в области балета (например, «воображаемые» балеты, или жанровое обозначение балета «Музыка к застолью короля Убю» как «черный» балет). По словам Надежды Донцевой, «тотальный музыкальный театр Циммермана базировался на идее нового, включающего в себя все достижения ХХ столетия, синтеза искусств и глубокой концепции временнóго единства, предполагающей сосуществование прошлого и будущего в настоящем».
Самым известным его произведением, ставшим в XX веке по-настоящему культовым, стала опера «Солдаты», написанная в 1965 году, в которой в полной мере воплотилась его авторская концепция «сферического времени» (под ним подразумевается одновременность проходящих во всем мире процессов). Так, опера некоторое время считалась непригодной для воплощения на сцене, так как сценическое действо многослойно, и события, разнесенные по времени, проходят перед глазами зрителя в один и тот же момент. 
Постановка оперы «Солдаты», приуроченная к юбилею композитора, пройдет в Кёльнской опере 23 апреля, 3, 11, 17 и 19 мая. Также с 25 марта по 7 апреля в Высшей школе музыки пройдет симпозиум, посвященный творчеству Циммермана. 
28 апреля в Кёльне откроется фестиваль «Восемь мостов» («Acht Brücken»), на каждом концерте которого будут исполняться среди прочих произведения Циммермана. Об этих мероприятиях можно узнать подробнее на сайте Кёльнской филармонии. 
Сегодня, 20 марта, на Kulturradio WDR с 9 часов вечера по местному времени проходит программа, посвященная композитору и концерт, на котором исполняются его Симфония в одной части для большого оркестра, Кантата «Omnia tempus habent» для сопрано и 17 инструментов, Диалог для двух фортепиано и оркестра, «Экклезиатическое действо» для двух чтецов, баса и оркестра и другие произведения. Трансляцию можно послушать, перейдя по ссылке. 
Предлагаем посмотреть видеорепортаж о постановке «Солдат» в Bayerische Staatsoper (дирижер – Кирилл Петренко, Мюнхен, 2014 год). 
Video Magazine DIE SOLDATEN – Conductor: Kirill Petrenko

Обработка видео...

 Также предлагаем вам ознакомиться со статьей музыковеда Надежды Донцевой о балетах Циммермана и её переводом эссе композитора «О будущем балета». 

Трагическая и многомерная музыка Бернда Циммермана производит на публику эффект шока. За годы модернистских экспериментов композитора она откристаллизовалась в необычную авторскую концепцию "сферического времени", где каждый звуковой комплекс буквально взрывается от переизбытка смыслов и цитат, от кричащего диссонансами напряжения, от душевной боли, которая стоила композитору жизни.

Ирина Муравьева