• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
21/11/2021
Песни с Трибуны
Путеводитель по докладам V Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность»
С 22 по 26 ноября в РАМ им. Гнесиных состоится V Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». По традиции Форума, докладчики пройдут путь через историческую перспективу жанра к современным сценическим воплощениям и проанализируют все аспекты оперного искусства. Напутствием 150 участникам из 50 городов стали слова Дэниэла Чуа, президента Международного музыковедческого общества: «And remember, if you really want to get your point across from the podium, sing!» («И помните, если вы действительно хотите донести свою точку зрения с трибуны, пойте!»).
Участница новостной команды Stravinsky.online Юлия Кошелева составила путеводитель по докладам секций №6 и №9, посвященных новейшим тенденциям музыкального театра XXI века и жанровым поискам в современной опере.
 
Секция VI, Новейшие тенденции музыкального театра XXI века
Дата проведения: 26 ноября 2021
Время проведения: 10:00 – 14:10
Место проведения: РАМ им. Гнесиных, аудитория 26

Чупова Анна (Череповецкое училище искусств и художественных ремесел им. Верещагина)
«ШЕКСПИР, РИТУАЛ И ТРАДИЦИЯ В «МАКБЕТЕ» С. ШАРРИНО: УНИЧТОЖИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРЕОБРАЗОВАТЬ»
«Макбет» в прочтении итальянского композитора Сальваторе Шаррино – парадоксальное сочетание нового взгляда на бессмертное творчество Шекспира и обращения к традициям музыкального театра. Автор доклада предлагает рассмотреть оперу сразу с трёх сторон: как переосмысление каноничного сюжета, ритуал «странных символических действий» и музыкальное размышление о традиции. Неожиданным итогом станет ответ на интригующий вопрос – как и зачем Шаррино отождествляет себя с Макбетом?

Лаврова Светлана (АРБ им. А. Вагановой)
«ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЖЕСТ В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ БЕАТА ФУРРЕРА»
Одной из областей инновационных находок для австрийского композитора Фуррера стал оперный театр. Композитор неустанно ищет внутреннюю связь звука, слова и жеста. О роли жеста и пространственной драматургии можно будет узнать на примерах из опер «Желание» (Begehren) (2001), Invocation (2002-2003), «Фама» (2005) и «Пурпурный снег» (Violetter schnee) (2017).
«Пурпурный снег», Берлинская государственная опера. Фото: Detlef Kurth
Сахарова Анна (Казань)
«СВЕТ, ТЕНЬ И ЗВУК: ОБ ОПЕРЕ КАЙИ СААРИАХО ONLY THE SOUND REMAIN»
Финская композитор Кайя Саариахо обладает уникальной синестезией: гармония у неё вызывает ассоциации с ароматом, музыкальная драматургия – с пространством, тембр – со светом. Эти и другие особенности музыкального мира Саариахо претворены в постановке оперы «Only the sound remain» Питером Селларсом.

Саамишвили Наталья (ГИИ)
«”НЕВИНОВНОСТЬ” (INNOCENCE) — ОПЕРНЫЙ ТРИЛЛЕР КАЙИ СААРИАХО»
… продолжает линию аналитического взгляда на произведения Саариахо: темой стала премьерная опера «Innocence», впервые прозвучавшая в июле 2021 года на фестивале в Экс-ан-Провансе. «Невиновность» – это опера о насилии, травме, последствиях и общечеловеческих проблемах, в основе сюжета которой лежит реальное событие одной из финских школ.
[ INNOCENCE ] TEASER

Обработка видео...

Kaija Saariaho. «Innocence»
Агишева Юлия (РАМ им. Гнесиных)
«ФАНТАЗИЙНЫЕ ОПЕРЫ ОЛИВЕРА НАССЕНА: НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ!»
«Фантазийная» оперная дилогия – это вымышленные миры американского писателя-художника Мориса Сендака и богатый на ассоциации музыкальный язык британского композитора Оливера Нассена. Созданная ирреальность скрывает за собой попытку приблизиться к сознанию ребёнка, его страхам и психологическим проблемам.

Заднепровская Галина (МГУ им. Ломоносова)
«НЕОМЕЛОДИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОПЕРЕ»
Что такое мелодия и нужна ли она сегодня? Именно эти вопросы в исторической перспективе рассматривает автор доклада, используя в качестве примеров творчество композиторов разных поколений и школ – А.  Г. Тихомирова и А. А. Чернакова.

Синельникова Ольга (Кемеровский государственный институт культуры)
«ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАН ДУНА В КОНТЕКСТЕ ПОСТДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА»
Органичный синтез восточной, западной и русской музыкальных традиций – характерные черты творчества китайского композитора-экспериментатора Тан Дуна. Его оперная музыка стала сплавом традиционных форм высказывания и новых театральных практик. Является ли это эстетической логикой нового театра?

Кром Анна (ННГК им. М. Глинки)
ПОСТМИНИМАЛИСТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КОМПОЗИТОРОВ СОДРУЖЕСТВА «BANG-ON-A-CAN»
«Пост» бывает и опера: именно к фазе «постоперы» автор доклада относит театр Майкла Гордона (1956) и Дэвида Лэнга (1957). В чём особенность этой фазы, каковы драматургические, стилевые и жанровые компоненты сочинений содружества Bang-On-A-Can и почему они так важны отечественному музыкознанию – вопросы, ответы на которые можно услышать в докладе.

Сниткова Ирина (РАМ им. Гнесиных)
COGITO ПО ХАЙНЕРУ ГЁББЕЛЬСУ: «ВЕЩЬ ШТИФТЕРА»
Музыкальный театр без слов и символов, персонажей и действия – таковым предстаёт опера Хайнера Гёббельса. Решения этого немецкого композитора-режиссера-художника радикальны даже для современного театра: тотальная статика происходящего выходит в сферу сознания зрителя, переосмысливая действенную сторону спектакля.
Mario del Curto. «Вещь в себе»
Секция IX, Современная опера в поисках жанра
Дата проведения: 26 ноября 2021
Время проведения: 15:00 – 19:10
Место проведения: РАМ им. Гнесиных, аудитория 26

Ковалевский Георгий (РИИИ)
ОПЕРА CANTERVILLE АЛЕКСАНДРА КНАЙФЕЛЯ: ОТ КАПУСТНИКА К МИСТЕРИИ
Canterville – переписанная несколько лет назад опера 1965-1966 годов «Кентервильское привидение». Не меняя сути нотного текста, Александр Кнайфель спустя более сорока лет подчёркивает новые аспекты произведения, задавая слушателю вечные философские вопросы.

Андреева Елена (СГК им. Л. Собинова)
ФЕНОМЕН АНТИ-АНТИОПЕРЫ: О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ LE GRAND MACABRE ЛИГЕТИ
Маурисио Кагель создаёт антиоперу, а Дьёрдь Лигети музыкально с ним полемизирует, создавая анти-антиоперную пародию на традиционный спектакль. «Двойной негатив» скрывает за собой, однако, большее, чем просто шутку – за снижением пафоса мистериального скрывается истинно трагическое, возвращающее слушателя к традиции жанра оперы.

Прыткова Елена (СПбГУ)
ОПЕРА-КОМИКС «ПРОЗА» ВЛАДИМИРА РАННЕВА: НОВЫЙ ФОРМАТ ЖАНРА?
Консеквенцией Форума станет вопрос «Каков новый театральный формат жанра?». Поиск ответа будет совершаться на примере «Прозы» Владимира Раннева – оперы, оригинально воспроизводящей тексты Чехова и Мамлеева. И если выдержки Чехова из повести «Степь» традиционно можно услышать, то повесть Мамлеева зритель лишь увидит в виде комиксов художницы Марины Алексеевой.
В. Раннев. «Проза». Фото: О. Орлова