1/10/2021
О команде Stravinsky.online словами её участников
Материал: Кристина Агаронян, Христина Джишкариани, Владислав Тарнопольский
1 октября 2021 проекту Stravinsky.online исполняется 4 года. Сегодня мы решили подробнее представить нашу уже немаленькую команду авторов и редакторов — и попросили каждого рассказать о теме своего музыковедческого исследования или о творческих (и не только) интересах.
В этом материале представлены только те нынешние авторы сайта, кто с нами уже больше года. А вообще команда Stravinsky еще больше!

встреча команды Stravinsky после получения премии «Резонанс», сентябрь 2021
Жанна Савицкая, редактор сайта
Окончила Московскую консерваторию в 2021 году
Моя дипломная работа посвящена методам историографии Зета Кальвизия, немецкого учёного.
Дело было так:
Жил в 16-м веке один музыкант, кантором работал, по традиции. И, как вполне просвещенный человек рубежа эпох Возрождения и барокко, гуманист, интересовался разными науками. Так случилась, что знакомство свело его с Ж. Ж. Скалигером — известным историком, с которым у нашего героя раскрутилось общение, обмен опытом , информацией и т.д. Кальвизий, ради интереса, начал работать над составлением собственной хронологии - можно сказать, справочника по всем событиям от начала времён. А параллельно продолжал работать кантором и педагогом, детей учил нотной грамоте, пению и сочинению. В этот период и родилась у него идея, своим ученикам рассказать, как же появились первые музыканты, кто они были, и как всё развивалось. Привело это к созданию первой хронологически выверенной истории музыки. Правда, Аполлон и Гефест там соседствуют с реальными монархами, но это уже совсем другая история...)
К чему это всё? Мы с научным руководителем для начала перевели музыкально-исторический труд Кальвизия с латыни на русский, а затем пристально его изучили и выявили особенности того, как он написан: термины, стиль, методология и т.п., попутно заглядывая в другие его трактаты, переводя фрагменты и комментируя, для изложения, так сказать, более аргументированных выводов.

Мирослава Тырина, редактор рубрики «Издания» и проекта «Новая музыка в Московской филармонии»
Окончила Академию им. Гнесиных в 2021 году. Студентка магистратуры «Кураторство музыкальных проектов» в Шанинке
Мой диплом посвящён современному исполнительскому мышлению, которое раскрывается методом индуктивного анализа. В работе рассматривается феномен лаборатории «Открытый космос» как частное явление, на примере которого легко проследить современные тенденции в формировании нового мышления исполнителей на народных инструментах. В это работе анализирую партитуры для народного оркестра в контексте истории современной европейской музыки, а также в контексте их влияния на формирование нового мышления музыкантов-исполнителей.

Алиса Насибулина, автор рубрики English News
Окончила Московскую консерваторию в 2021 году
Моя работа посвящена додекафонии Юрия Каспарова — российского композитора, профессора Московской консерватории. Додекафонный метод Каспарова основан на серии и множестве её вариантов, появляющихся в результате мутаций и ротаций — Каспаров называет их «близкими родственницами» главной. Количество серийных рядов в творчестве композитора вырастает до 1200. Додекафония всё дальше и дальше удаляется от первоначальной идеи одной серии, которую теперь уже сложно разглядеть в сети мутаций и ротаций. В сочинениях Каспарова становится возможным парадокс отсутствия серии в серийном сочинении, как в «Символах Пикассо» и «Четырёх отстраненных взглядах в окно».
Юрий Каспаров продолжает славную традицию русских композиторов, имеющих вторую, не связанную с музыкой специальность. По первому образованию он инженер; композитор закончил Московский энергетический институт. Железная логика музыкальных сочинений Каспарова сопоставима с точностью математических выражений. В Камерной симфонии №3 «Свет и тень — сопоставление», по словам композитора, «реализована идея, родственная интерференции когерентных колебаний в физике». А Токкату из цикла Прелюдия, Токката и Фуга для двух фортепиано он называет «алгоритмической пьесой», где «в партии каждого пианиста присутствует своя формула».

Анастасия Ким, куратор рубрики «Библиотека переводов»
Окончила Московскую консерваторию в 2021 году
Тема моей дипломной работы «Опера А.В. Мосолова — “Плотина”». Она посвящена одному из важнейших оперных проектов в истории советской музыки первой половины ХХ века и творческой судьбе самого композитора.
Индустриальный сюжет оперы и его неоднозначная трактовка в сочетании с особенностями броского стиля композитора и грандиозным постановочным замыслом режиссёра должны были стать ярчайшим историческим событием на отечественной оперной сцене 1920-х годов — (ни много ни мало) первой советской оперой. В работе я описала ранее неизвестные подробности о процессах заказа и написания оперы, рассказала о причинах, почему опера так и не была поставлена, а также представила объемный аналитический взгляд на произведение.

Алина Моисеева, редактор новостной ленты
Учится в Московской консерватории
Интересующая меня тема — творчество немецкого композитора, режиссёра и театроведа Хайнера Гёббельса. Гёббельс широко известен как автор музыкально-театральных постановок. Также он создаёт инсталляции, радиоспектакли, ансамблевые и оркестровые произведения. Его ключевым творческим принципом является отказ от того, сковывает воображение зрителя: побуждает к идентификации, подчиняет авторской логике, заставляя считывать единственно верный смысл. Зритель для Гёббельса — это полноценный соавтор произведения, который волен творить собственный спектакль в своём воображении.
Хайнер Гёббельс: «Я отношусь к публике на равных и считаю, что несколько сотен зрителей гораздо умнее, чем та маленькая команда, которая что-то сочиняет для сцены»

Тамина Тедеева, куратор рубрики «Афиша», составитель Афиши Москвы
Летом 2019 года я участвовала в постановке оперы «Отпечатки» Анны Поспеловой на фестивале Архстояние. Я была очень вдохновлена этим проектом — мне хотелось о нём всем рассказывать. И я заметила, что многие из тех, кто учится в музыкальных институтах, не соприкасаются с новой музыкой, не знают о многих композиторах и концертах. Я нашла сайт Stravinsky.online, следила за афишей, ходила на концерты современной музыки, а потом просто взяла и написала в редакцию: «Хочу с вами работать!». Теперь, кроме прочего, я составляю ту самую афишу.

Алина Ежакова, редактор Афиши Екатеринбурга
Выпускница Уральской консерватории им. М.Мусоргского
Ещё будучи студенткой Уральской консерватории, я попала в ансамбль InterText. Дима Ремезов любил «пугать» меня разными сложными партитурами. Со временем страхи отступили и появился интерес. Я поняла, чем я хочу заниматься. На данный момент совмещаю три работы в качестве концертмейстера с игрой в ансамбле и участием в разных междисциплинарных проектах. Вместе с со-куратором Данилой Матросовым веду цикл концертов Новая музыка в Зале Свободы.

Евгений Авдеев, редактор Афиши Санкт-Петербурга
Выпускник Смольного института СПбГУ 2021 года
В своей магистерской работе я затрагиваю адаптацию исполнителей современной академической музыки к условиям Covid-карантина. Почему именно они? В отличии от своих братьев, которые исполняют классико-романтический репертуар, «современщики» в подавляющем большинстве работают на проектной основе, а значит у них во время пандемии особо остро стояла проблема заработка (нет постоянного оклада или есть, но в другой сфере типа педагогики).
Несмотря на такой вызов, исполнители современной музыки не только смогли выжить (некоторые ансамбли в России и Европе всё же прекратили существование, но по разным причинам), но и смогли создавать новый качественный контент: исполнение вновь созданных произведений, «вдохновлённых» пандемией, стриминг концертов, создания образовательного контента (к примеру «Новое инструментоведение» Петербургского МолОт-Ансамбля). Работа построена на анализе и систематизации социологического опроса, отправленного более чем 120 ансамблям через соц.сети ансамблям из России, Австрии, Германии, Франции и ещё 20 стран.
Подобная подборка позволяет запечатлеть в моменте ощущения и реакцию на мировой катаклизм, которые существенным образом заставил пересмотреть всю культурную политику в мире.

Александра Локтева, редактор проекта, куратор «Диалогов Стравинского: Швейцария»
Учится в аспирантуре Московской консерватории
Так не хочется начинать этот текст фразой «Тема моей диссертации»... С одной стороны, слишком официально, с другой — лучше говорить о диссертации, когда она уже закончена. :) поэтому скажу, что тема, которая меня интересует сейчас, — это междисциплинарные проекты, созданные композиторами. Сочинения с видео, светом, электроникой, движением и всем, что можно себе представить. Когда-нибудь (наверно) я напишу об этом и для Стравинского тоже. Но это уже совсем другая история…

Кристина Агаронян, редактор проекта, куратор «Диалогов Стравинского: Швейцария»
Учится в аспирантуре Московской консерватории
Основная область моих научных интересов на данный момент — это экспериментальная музыка США второй половины ХХ века. И моя диссертация (пока её тема звучит так — «Экспериментальная музыка США: проблемы изучения и современная практика») посвящена именно этому уникальному музыкальному явлению. В своей работе я хочу наконец самостоятельно разобраться и, если получится, не просто объяснить особенности этого явления, но раскрыть его с разных сторон, показать всю многогранность и разноплановость экспериментальной музыки, проследить истоки её становления как отдельного художественного явления и особенности его развития, коснуться проблемы терминологии. В этом мне поможет творчество американских композиторов, работавших после Кейджа — «отца-основателя» (точнее, скорее крёстного отца) экспериментализма — и его младших современников: Джеймса Тенни, Элвина Люсье, Полин Оливерос и некоторых композиторов следующих поколений.

Владислав Тарнопольский, шеф-редактор проекта
Выпускник Московской консерватории и аспирантуры
Я изучаю феномен нового музыкального театра, в котором соединяются тенденции новой музыки, постдраматического театра и перформативных арт-практик. Композиторы переосмысливают жанр оперы и отказываются от литературоцентристского подхода к работе над либретто, а их музыкальные спектакли выходят за пределы оперных домов. Документальная опера, видеоопера, опера-инсталляция, музыкальный променад, театр звука, «театр музыкальных инструментов», композиторский перформанс; а ещё новые способы взаимодействия композитора с режиссёром, драматургом, хореографом, сценографом, архитектором… мне кажется, новый музыкальный театр сегодня — одно из самых интересных и активно развивающихся направлений не только в музыке, но и в современном искусстве вообще.

Татьяна Яковлева, редактор проекта
Окончила Академию им. Гнесиных и аспирантуру
Тема диссертации, над которой я сейчас работаю: «Звук-жест-фонема в камерном творчестве Жоржа Апергиса».
Жорж Апергис — один из системообразующих композиторов для музыкальной карты нашего времени. Французский автор, греческого происхождения, многие годы экспериментировал в области музыкального театра в лабораторных условиях со своей командой единомышленников. В его сочинениях сложно определить, где граница между музыкой и театром, звуком и фонемой. У Апергиса очень много произведений сценок, шуток; они всегда очень живые и словно разговаривают с тобой. В моей работе я пробую объяснить принципы его работы, так как это поможет раскрыть методы многих последующих композиторов, работающих в подобном направлении.

Наталия Рыжкова, редактор новостной ленты
Учится в аспирантуре Московской консерватории
Я исследую творчество французского композитора, теоретика, основателя schola cantorum Венсана д’Энди (1851-1931), а именно его сочинения, являющиеся настоящим воплощением французского вагнерианства. В своей диссертации я хочу раскрыть проблемы осмысления, рецепции и претворения идей Рихарда Вагнера в музыкальной культуре Франции, установить сущности вагнерианства д’Энди и его исторического значения для французской культуры. При этом я стараюсь конкретизировать характеристику французского вагнерианства в целом.
Но помимо этого, мне безумно интересны современные драматические и музыкальные театральные постановки, фестивали современной музыки. Всегда стараюсь принимать активное участие в российских и международных конференциях, посвященных теории и анализу музыки.

Мария Невидимова, куратор проекта «Оптика слышания», редактор новостной ленты
Окончила Московскую консерваторию в 2021 году
В качестве комментария к моей дипломной работе о музыке Рихарда Вагнера в фильмах Вернера Херцога предлагаю этот текст:

Неля Насибулина, автор статей
Окончила Академию им. Гнесиных в 2021 году
В моей дипломной работе исследуется опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» на основе сравнительно-типологического метода, выработанного В.Я. Проппом в жанре волшебной сказки. Метод Проппа позволил структурировать разнородное множество персонажей и разделить их всего на две группы в соответствии с их функциями — «помощники» и «вредители». В центре сюжета, таким образом, находится Принц, а остальные действующие лица либо помогают ему, либо вредят.
Музыкальная оппозиция помощников и вредителей лежит в основе драматургии оперы. Лейтжанром помощников становится знаменитый Марш, тогда как интонационная сфера вредителей представлена хроматическими ходами. Принц находится в центре противоборствующих групп и не имеет собственной музыкальной характеристики — он постоянно перенимает интонации персонажей то одного лагеря, то другого. Исход противостояния как бы изначально задан в музыке: помощники представлены коллективным жанром марша, в то время как характеристика вредителей не имеет такой же четкости и определенности. Побеждает марш, ведь одолеть противника можно только сплоченной командой.

Алёна Верин-Галицкая, автор статей
Окончила Академию им. Гнесиных в 2021 году
Моя дипломная работа была посвящена Джулио Каччини и его идеям новой музыки. В работе затронуты, помимо титульного композитора и сборника «Новая музыка», импровизационная практика XVI века, взаимоотношения слова и музыки в произведениях композитора, а также возможные влияния Каччини на следующие поколения музыкантов, в частности, на Монтеверди.
