Выпуск от 05.11.2018
Новости новой музыки
Премьеры Зыгмунта Краузе и Алексея Сысоева, приём заявок на лабораторию «Акустическая читка», концерты в Новом Пространстве и многое другое
Insub Meta orchestra (Photo by Mehdi Benkler)
Гран-при конкурса завоевал Богдан Королёк (Екатеринбург) за работу Человек с хлыстом. Юрий Красавин и его «Пахита». Лауреатом I степени стала Ирина Папина из Петрозаводска с исследованием об Александре Вустине. Лауреатами и дипломантами конкурса стали музыковеды из Санкт-Петербурга: Иван Абрамов, Надежда Карпун и Алина Киреева. 5-е место было отдано московскому исследователю Сергею Уварову.
Конкурс был приурочен к 85-летию журнала «Музыкальная академия». Работы музыковедов были посвящены творчеству русских композиторов последнего десятилетия XX века и современных авторов: В. Екимовского, А. Рындина, С. Кравцова, Б. Тищенко, С. Слонимского, А. Вустина, В. Тарнопольского, А. Маноцкова, Е. Подгайца, С. Беринского, А. Хубеева и Н. Попова, В. Мартынова, Ю. Красавина, Д. Курляндского, М. Шмотовой и др.
Торжественное вручение дипломов и призов состоится 6 декабря 2018 года в зале имени Мясковского Московской консерватории.
Проекции современной музыки: Польша
Мировую премьеру «Стихотворения Аполлинера» — камерного сочинения Зыгмунта Краузе представит ансамбль «Студия новой музыки. Концерт в Рахманиновском зале 6 ноября будет проходить в рамках VIII фестиваля польской музыки. Помимо произведений Краузе (композитор выступит и как солист — в партии фортепиано) ансамбль под управлением Игоря Дронова исполнит сочинения Кшиштофа Пендерецкого, Агаты Зубель и Павла Мыкетина.
В концерте принимает участие польская скрипачка Катажина Дуда.
В Лаборатории с этого года могут принять участие музыковеды. Практическая часть проекта «Центра драматургии и режиссуры», в которой молодые режиссёры композиторы и хореографы создают совместный спектакль, будет дополнена теоретической. Театроведы, музыковеды и критики будут исследовать процесс создания спектакля и анализировать разные творческие методы. Вместе с редакторами журнала «Замыслы» участники создадут свой художественный формат текстов. Работы теоретиков попадут в новый номер издания.
Художественный руководитель проекта – Владимир Панков
Музыкальные руководители – Артем Ким, Сергей Родюков
Хореограф – Екатерина Кислова
Тренер – Клим
Куратор проекта и исследовательской лаборатории – Екатерина Кострикова
Куратор – Владислав Тарнопольский
Сокуратор исследовательской лаборатории – Татьяна Яковлева
Ассистент музыкальных руководителей – Даниил Посаженников
Координатор проекта – Ксения Блохина
При участии проекта «Геометрия звука» и журнала «Замыслы»
Основная часть лаборатории пройдёт с 29 января по 10 февраля 2019 года. Заявки принимаются до 8 ноября. Дополнительную информацию о проекте и анкету участника можно найти на сайте проекта.
8 ноября на фестивале «Родина авангарда» в ЦИМе будет показан спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Die Maßnahme / Высшая Мера». Музыку к нему написал автор известных немецких гимнов (Третьего Интернационала и гимна ГДР) Ханс Эйслер. В постановке режиссёра Фабиане Кемманн принимают участие пять российских вокальных ансамблей. Музыкальным руководителем спектакля стал пианист Пётр Айду, а главным хормейстером — Андрей Котов — руководитель Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».
Пьеса Брехта, созданная в 1930-м, долгое время не ставилась; в оригинальном варианте в ней участвуют 300 певцов. Эту версию представили в Берлине в 2016 году. Авторизованный перевод пьесы на русский язык был сделан Сергеем Третьяковым.
9 и 10 ноября пройдут показы спектакля Хуго Эрикссена «Демагог» по одноимённой исторической пьесе Кирила Фокина. В нём заняты ведущие артисты Александринского театра, среди которых Семен Сытник, Сергей Паршин, Виктор Семеновский, Андрей Калинин, Сергей Еликов, Валерий Степанов, Иван Ефремов и Полина Теплякова. Музыку к спектаклю сочинил московский композитор Андрей Бесогонов.
Действие «Демагога» происходит в Афинах V века до нашей эры во времена Пелопонесской войны и повествует о тиране Клеоне: его пути к вершинам власти и трагическом крахе.
Премьера спектакля состоялась в сентябре 2018 года в рамках программы «Премьеры молодых режиссёров на Новой сцене» XII Международного фестиваля «Александринский».
Продолжается совместный проект Музея Анатолия Зверева и ГИИ «Сюита зеркал». В цикле исполняется музыка советских композиторов послевоенного авангарда. Ноябрьский концерт будет посвящён Николаю Каретникову. Солисты ансамбля «Студия новой музыки» исполнят камерные сочинения композитора.
В программе: Пять пьес для фортепиано (1944–1947), Три детских романса для взрослых для голоса и фортепиано (1956), Две пьесы для фортепиано (1978), Соната для скрипки и фортепиано (1961), Kleinenachtmusik для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (1969), Фортепианный квинтет (1990).
Концерт 15 ноября пройдёт в Зеркальном зале Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, дом 5).
В ноябре сразу несколько концертов, где будет исполняться современная музыка, пройдут в Новом пространстве театра Наций.
Впервые в Москве выступит швейцарский ансамбль экспериментальной музыки Insub Meta orchestra. Музыканты работают с электроакустикой и импровизацией, их выступление состоится 16 ноября.
В Новом Пространстве можно будет услышать и московскую премьеру Меланхолии для струнного квартета и электроники (2012) Алексея Сысоева. A&C String Quartet в этом концерте исполнят и Квартет №1 Георга Фридриха Хааса.
В конце месяца, 28 ноября, в театре пройдёт проект Лаборатория ударных инструментов. В нем будут участвовать исполнители из ансамблей House of Percussion, «Геометрия звука», Ансамбля тибетских поющих чаш и Мастерской Владимира Панкова. В концерте они сыграют пьесы Даниила Посаженникова «Ностальгия» и «Возникновение» и цикл Сергея Плеханова «Ипостаси».
Открылся приём заявок на конференцию «Музыка, пространство, архитектура».
Исследовательская конференция будет проходить 7 декабря в Культурном центре ЗИЛ. Её главная идея состоит в сопоставлении музыкального и архитектурного опыта, выявлении аспектов сближения двух семантических систем.
В конференции смогут принять участие музыковеды, архитекторы, философы, культурологи, антропологи, социологи, филологи, а также музыканты, саунд-артисты.
Тезисы докладов и краткая автобиография принимаются по адресу konf@zilcc.ru до 26 ноября 2018 года.