19.05.2018
Спустя 50 лет после Ханса-Вернера Хенце молодые композиторы написали новую оперу «Плот»
Соавтором современного «Плота» в Гамбургской опере стал Александр Чернышков
Фото с сайта: https://www.staatsoper-hamburg.de
На сцене opera stabile Гамбургской оперы поставили спектакль «Плот» («Das Floß»). Музыку к этой опере создали сразу три композитора: Александр Чернышков (Россия), Анастасия Кадиша (Латвия) и Андреас Эдуардо Франк (Швейцария-Германия). Как рассказала Анастасия Кадиша в интервью латвийскому изданию, «каждый композитор писал музыку для двух модулей и работал с двумя режиссёрами».
Опера написана спустя ровно полвека после знаменитой сценической оратории классика немецкой музыки Ханса-Вернера Хенце «Плот “Медузы”» на тот же сюжет. Люди оказались на плоту без капитана. Перед ними стоит выбор: поддаться своим инстинктам или сохранить человеческое достоинство. В основе спектакля аллюзия к знаменитой картине французского художника эпохи романтизма Теодора Жерико «Плот “Медузы”». Полотно было создано после печально известного крушения одноимённого фрегата в 1816 году: судно село на мель, и большинство членов команды погибло.
Герои оперы, руководствуясь инстинктом самосохранения, прибегают и каннибализму. Режиссёры Алекси Барьер и Франциска Кронфоф использовали видео: показывая крупные планы героев, они хотели продемонстрировать, как люди манипулируют друг другом. Эта драматургическая линия отсылает зрителей к литературной классике: персонажи оперы хотят создать пиратскую республику Либертанию, описанную Даниэлем Дефо. В этой утопической стране, хоть и царит демократия, но все преимущества принадлежат властям.
Главной темой постановки можно считать проблему человеческих отношений: людям совершенно разных взглядов, оказавшимся на одном плоту, приходится взаимодействовать между собой. В спектакле задействованы драматические актёры и солисты Гамбургской оперы. Помимо необычных звуков, которые извлекаются с помощью разных инструментов (скрипки, тромбона, флейты, кларнета, перкуссии, аккордеона и даже простых пластиковых трубок) и вокальных номеров, в опере есть и песни под гитарный аккомпанемент. Герои оперы исполняют свои партии на разных языках. В спектакле принимают участие солисты Гамбургского симфонического оркестра под управлением Марка Джонстона.
Сценическая оратория «Плот “Медузы”» Ханса-Вернера Хенце (1968) в этом году будет поставлена на Рурской триеннале.