• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
На своём месте и в своё время
текст Алины Мухаметрахимовой
Лекция и концерт «Вена в Голливуде», организованная проектом «Эшколот» при поддержке фонда «Генезис», прошла в культурном центре «Дом»
Фото Николая Бусыгина
В последнее время в Москве проводится всё больше общедоступных лекций, воркшопов и семинаров, на которых о сложных темах стараются говорить просто. Всё чаще в центре внимания оказывается музыка XX века. Лекции о ней важны особенно, потому что эта тема в основном находит интерес только среди профессионалов. Для того чтобы музыка завоевала внимание новой аудитории, важно показать, что ее язык вырос из классической традиции, а также тесно связан с современной массовой культурой.
Журналист и критик Алексей Мунипов нашел такую связующую линию: в лекции он рассказал о взаимоотношениях венских композиторов с голливудскими киностудиями 30-х годов прошлого века. В центре внимания оказались три имени: основатель нововенской школы Арнольд Шёнберг, переехавший в Америку в 1933-м, композитор Эрих Корнгольд, приехавший годом позднее для работы над фильмом «Сон в летнюю ночь» и Эрнст Тох, оказавшийся в Америке в 1935-м по приглашению Нью-Йоркской Новой школы (The New School). Струнный квартет Московского Ансамбля Современной Музыки дополнил лекцию Мунипова исполнением сочинений этих авторов.
Первым героем рассказа стал Арнольд Шёнберг — изобретатель нового музыкального языка, считающийся своего рода символом эпохи. О его музыке до сих пор говорят, как о современной даже несмотря на то, что умер он почти семьдесят лет назад. Разговор о нём стал центральной темой лекции. Интересно, что Шенберг пробовал писать музыку для кино, и осталось даже несколько его набросков для фильма. Он получил заказ, но не удалось договориться с режиссёром об условиях: композитору хотелось изменить концепцию фильма, в музыкальную ткань он планировал ввести диалоги в манере «шпрехштимме», что режиссёра не устроило, кроме того, запрошенный им гонорар был слишком велик.
Концерт, как и лекция, начался с Шёнберга. Из его струнного Квартета был сыгран только финал – самая экспрессивно выразительная часть. Вероятно, сокращена программа была не только с целью упрощения, но и потому, что музыка композитора с фильмами никак не связана. Его влияние на киномузыку оказалось лишь косвенным.
Эрих Корнгольд, напротив, имел самое прямое отношение к кино: он написал музыку к шестнадцати голливудским фильмам, за два из которых получил «Оскара». В Америку он приехал уже очень известным композитором, но в Европе на тот момент его музыка уже не имела большого успеха: он писал в близкой ему романтической манере, которая стала отходить на второй план под напором модернизма. К киномузыке же его талант пришёлся очень кстати: он рассматривал сценарий фильма как оперное либретто, первым ввёл в саундтрек лейтмотивную систему, а его роскошные оркестровки великолепно ложились на богатые декорации приключенческих фильмов только что возникшей студии Warner Brothers. Интерес к музыке Корнгольда сейчас возрождается, в прошлом году к 120-летию со дня рождения композитора в Берлинской Deutsche Oper поставили его оперу «Чудо Элианы».
Квартет Корнгольда, исполненный МАСМом, написан в традиционной манере, с использованием народных мелодий и жанровых элементов. Его композиторский язык во многом напоминает Рихарда Штрауса, Малера и Вагнера. В то же время Квартет очень кинематографичен по своему материалу: строится на смене контрастных образов, иногда конкретно отсылающих к каким-то знакомым голливудских мотивам. Многие из них впервые появились именно в сочинениях Корнгольда, а уже позднее стали клише.
Эрнст Тох — малоизвестный в России композитор — в лекции стал связующим звеном между авангардной музыкой Новой венской школы и голливудскими саундтреками. Его работы в кино не пользовались такой популярностью, как у Корнгольда, но он одним из первых придумал, как можно использовать авангардную, близкую додекафонной технику в прикладной музыке. Наиболее сложный музыкальный материал был прописан им в напряженных сценах с погонями и драками, сегодня такое звуковое сопровождение активно используется в триллерах. Широкой публике, особенно в США, Тох известен по «Географической фуге» для хора. Написанная им в шутку, она стала настоящим хитом, в то время как другие его произведения, а он создавал оперы и симфонии, к сожалению, редко исполняются и почти забыты.
Технически совершенный Квартет Тоха с его богатой развитой мелодикой, использованием диссонансов расширенной гармонии, а частично и свободной атональности, немного напоминает творчество раннего Шёнберга. К голливудской эстетике он относился скептически и всячески старался её избегать в той музыке, которую писал не на заказ.
Лекция Алексея Мунипова сопровождалась фотографиями, редким аудио и видео-контентом. В частности, были показаны отрывки из фильма «Робин Гуд» с музыкой Корнгольда, а также архивное видео Шёнберга снятое его другом Джорджем Гершвином. Когда лекцию иллюстрирует такой первоклассный состав музыкантов — скрипачи Ася Соршнева и Глеб Хохлов, альтистка Ирина Сопова и виолончелист Илья Рубинштейн — она не может быть скучной даже тому, кто впервые слышит имена этих композиторов.