• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
31/05/2020

Диалоги «Стравинского»

Дмитрий Курляндский Медиа-опера «Письма счастья»

Дмитрий Курляндский:
Идея оперы пришла буквально в начале периода изоляции — в 20-х числах марта. Все мы регулярно получаем спам, в частности, так называемые «нигерийские письма» (в них излагаются трагические судьбы вымышленных богатых персон и предлагается разделить капитал, оставленный жертвами аварий и смертельных заболеваний). В ситуации, когда коммуникация с внешним миром ограничена и общение в большой степени вытеснено в интернет, мне показалось интересным представить, что эти вымышленные персонажи и виртуальная реальность оказываются единственным миром, с которым возможно взаимодействие. Практически весь материал оперы — и текстовый, и визуальный, и музыкальный — получен при помощи доступных онлайн генераторов случайных текстов, мелодий, ритмов и фотографий несуществующих людей (и котов). Генеративные тексты зачитываются стандартными компьютерными голосами. Возможно, что и слушатель этой оперы такой же несуществующий, виртуально сгенерированный персонаж.
Часть звуков взята из онлайн-библиотек, часть записана музыкантами — Владимиром Горлинским (гитарные сэмплы), Антоном Светличным (синтезатор) и Алексеем Кругловым (саксофон). В программе, созданной совместно с Олегом Макаровым, весь этот материал подвергается фрагментации и деформации, также следуя рандомному принципу. Тем не менее, я задаю определённое направление этому потоку случайностей, так что на выходе получаю именно тот результат, который мне нужен в том или ином акте.
Для пяти актов оперы видео делал я сам. Во втором акте представлена работа музыканта и мультимедиа артиста Александра Сереченко, также основанная на принципе случайности. В шестом акте — работа видеохудожника Марины Черниковой, вдохновлённая идеями психогеографии, имеющей своё особое отношение к случайности.
Кстати, при желании, в опере можно даже обнаружить некий сюжет. Четыре несуществующих персонажа («авторы» нигерийских посланий) живут в несуществующем Арглтоне (реальный несуществующий город). Однажды они получают письмо с угрозой от Анонимного Хакера. Один из персонажей знает Хакера и рассказывает его историю. Персонажи устраивают онлайн-конференцию на которой решают, как им расправиться с Хакером. Покончив с проблемой, они собираются в местном баре и читают стихи. В финале оперы оказывается, что между женскими персонажами существует любовная связь.