• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
музыка и изоляция
27/05/2020
У времени в плену
Текст: Татьяна Фрумкис
Этой весной в Берлине должен был состояться Международный фестиваль современной музыки MärzMusik 2020. Из-за пандемии его пришлось отменить, но мы посчитали, что ценность обзора его программы для российской публики от этого не теряется. О том, что могли бы услышать берлинцы и в любом случае не услышали бы подавляющее число читателей нашего сайта, написала Татьяна Фрумкис.
Публикуем её обзор без существенных изменений.
MaerzMusik - Festival für Zeitfragen 2020 Trailer

Обработка видео...

Официальный трейлер фестиваля
«У времени в плену...»
Крылатая пастернаковская строчка может послужить эпиграфом очередного ежегодного берлинского международного фестиваля современной музыки MärzMusik 2020, который состоится между 20 и 29 марта.
Ровно в эти же числа проходила MärzMusik в рубежном 2015, когда от основателя и многолетнего художественного руководителя фестиваля Маттиаса Остервольда бразды правления были переданы его австрийскому коллеге Берно Одо Польцеру (Berno Odo Polzer). С междисциплинарным профилем нового мэтра — куратор, драматург, исследователь — изменились структура и слоган фестиваля, что на русском формулируется с некоторым трудом: вместо «Фестиваль актуальной музыки» (определение случайно (?) подхваченное московским «Другим пространством») — «Фестиваль вопросов времени» (Festival für Zeitfragen). Эти «вопросы» — политические, философские, психологические, художественные — рассматриваются с самых разных сторон. Теоретически — в своего рода дискуссионном клубе Thinking Together, а также в  различных семинарах и воркшопах. Причем наряду с учёными, артистами и композиторами самого разного профиля в них может принять участие каждый (вход свободный!). Практически: на примере всех видов искусств, для которых время является важнейшим критерием существования (наряду, а точнее в тесном в соединении с музыкой): театру, кино, видео, перформансу. Музыка в этом конгломерате уступает место, по немецкой терминологии, Klangkunst — звуковому искусству, вооружённому, как известно, самой различной «конкретикой» и медиальной техникой. То есть, фактически избегаются традиционные «чистые» формы существования музыки во всех аспектах — от создания и средств воспроизведения до характера восприятия.
Определённое художественным руководителем лицо MärzMusik не бесспорно и вызывает порой весьма резкую оценку: например, со стороны ведущего берлинского музыкального критика Петера Улинга — вплоть до призывов отмены и, соответственно, игнорирования фестиваля в целом. Однако это мнение ни в коей мере не разделяет неизменно заполняющая залы завоёванная ещё Матиасом Остервольдом молодая и не только публика.
Главная тема нынешнего фестиваля — Of Time Immemorial в буквальном переводе «Из незапамятных времен». Для дискуссий и воркшопов запланированы темы типа «Одиннадцать образов времени. Физика, философия и политика верований времени», «Хаос, происхождение времени и будущее нарратива», «Время деколонизации» или многозначительное «В чём дело, ты не расслышал?» (Whaddya mean, you’re not listening?). А в концертах будут фигурировать композиции весьма широкого как исторического, так и географичекого диапазона. При этом, и сегодня это уже является общим местом, архаика в самых разных вариантах — миф, древний обычай, ритуал — естественно переплетётся с современностью. Сочетание старого и нового отразилось и на выборе композиторских имён. Пафос «вперед к прошлому» он же «назад в будущее», что по сути две стороны одной медали, обусловил частое появление в программе представителей старшего поколения современной музыки.
Вызвать эхо
Показателен уже концерт-открытие с участием боливийского Orchesters für indigene Instrumente (Оркестр примитивных или исконных инструментов) под управлением композитора и исследователя Карлоса Гутьерреза Кирога (Carlos Gutiérrez Quiroga, *1982) вместе с берлинским вокальным ансамблем PHØNIX16. В концепции программы, сдобренной неотъемлимыми сегодня видео, световыми эффектами и электроникой, соединяются творческие устремления обоих коллективов: первый — к корням национальной музыкальной культуры, второй, как заявляет в своем кредо PHØNIX16, — наряду с современными к «почившим» произведениям. Премьеры вокально-инструментальных опусов самого Карлоса Гутьерреза Кирога и живущей в Берлине мексиканской женщины композитора и перформера Марисоль Хименес  (Marisol Jiménez , *1978) будут перемежаться с новыми, учитывая названный состав, live-версиями ранее написанных чисто электронных сочинений двух пионеров в этой области: француза Бернара Пармеджани (Bernard Parmegiani, 1927—2013) и аргентинки Беатрис Феррейра (Beatriz Ferreyra, *1937). Оба успели поработать в знаменитой Groupe de Recherches Musicales (GRM) с создателем musique concrète Пьером Шеффером.
Из той же когорты «последних из могикан» — две ключевые фигуры нынешнего форума: египетско-американский композитор, исследователь и педагог Халим Эль-Дабх (Halim El-Dabh, 1921-2017) и французская женщина композитор Элиан Радиг (Éliane Radigue, *1932).
Первому посвящена развернутая в SAVVY Contemporary (от англ. «смекай современно» — часть клубно-концертно-выставочного комплекса Silent Green Kulturquartiers на территории бывшего крематория Веддинг) и рассчитанная на два года большая ретроспектива под названием «Здесь началась история. Следуя Ре/Верберации Халима Эль-Дабха». Это название имеет двойной смысл. Во-первых, вполне реальный: Халим Эль-Дабх в самом деле один из первых накладывал эффекты эхо и реверберации на магнитофонные записи живого фольклорного материала. Во-вторых, метафорический: возродить из постигшего этого музыканта и учёного тотального забвения, вызвать эхо его многолетней и многосторонней деятельности. Наряду с базирующейся на громадном архиве из плёнок, партитур, писем, текстов, фотографий и фильмов выставкой, как отзвук идей Халима Эль-Дабха, здесь будут ещё и исполняться заказанные фестивалем произведения современных авторов.
Также широко будет представлено творчество Элиан Радиг — композитора, на протяжении всей жизни занимающейся электроникой, причём неизменно самым «первобытным» способом — с помощью синтезатора и плёночного (!) магнитофона. Так была создана вдохновлённая «Тибетской книгой мертвых» трехчасовая «Трилогия смерти». Сама Радиг называет свои композиции «звуковыми пейзажами» и сравнивает их с вечно текущей и вечно меняющейся рекой. Для погружения в эту реку — разделённую по буддийскому учению на три «бардо» (этапа освобождения посредством слушания) коллективную медитацию — публика приглашается под своды Берлинского планетария. В качестве звукорежиссёра выступит давний соратник Радиг, франко-швейцарский композитор и теоретик электроакустической музыки Франсуа Бонне (François J. Bonnet, *1981). А как затравка будет показана аудиовизуальная панорама из двигающихся псевдореальных объектов под названием Non-Face — плод фантазии оснащённых самой передовой техникой берлинских звуко-дигитальных художников-инсталяторов Роберта Липпока (Robert Lippok, *1966) и Лукаса Гутьерреса (Lucas Gutierrez, *1985).
В последние десятилетия неутомимая Радиг обратилась к акустическим или полуакустичесим инструментам, для которых, начиная с 2000 года сочиняет work in progress: грандиозный многочастный цикл произведений для разных составов под названием Occam Delta. Этот замысел связан с научно-фантастическим романом Дэвида Дункана «Бритва Оккама» в свою очередь восходящим к фигуре францисканского монаха-философа начала XIV века Уильяма фон Оккама. Приписываемая последнему «бритва» как метафора отсекания всего лишнего («чем проще, тем лучше») весьма точно выражает кредо композитора. Радиг и в камерно-инструментальном творчестве остаётся верна идеалам (супер) минимализма. Известный канадский Quatuor Bozzini сыграет её Occam Delta XY вместе с микротональными программными квартетами Джеймса Тенни (James Tenney, *1934) и Горацио Радулеску (Horațiu Rӑdulescu, *1942). Первый назвал свой опус Коан, имитируя структурный прицип традиционного японского назидательного рассказа, второй, вполне в духе нынешнего фестиваля, — «До рождения Вселенной» (Before the Universe Was Born). Этот концерт в виде исключения обойдётся без визульного гарнира, но зато будет окутан особой атмосферой берлинской Parochialkirche.
Ещё одному представителю старшего поколения новой музыки — корейско-немецкому композитору Йонхи Пак-Паан (Younghi Pagh-Paan, *1945) — в связи с вручением ей Большой Берлинской премии в области искусства будет посвящён концерт-портрет. В исполнении ансамбля KNM Berlin прозвучат произведения, созданные на протяжении пяти десятилетий: от ранней пьесы Man-Nam I до недавно написанного струнного квартета под поэтичным названием Horizont auf hoher See («Горизонт в открытом море»). За долгие годы, проведённые в Европе, Пак-Паан освоила сама и теперь преподаёт своим ученикам уроки западного авангарда. Но, по словам критика, в «столь же свободной, сколь тонкой музыке» этого композитора неотъемлимо слышны отзвуки, уже по выражению самой Пак-Паан, «всегда хранимой и не изжитой по сей день родной культуры».
Younghi Pagh-Paan: Wundgeträumt(2004/2005)

Обработка видео...

Younghi Pagh-Paan Wundgeträumt(2004/2005)
От Бретани до Перу
Всегда щедр на неожиданности известный немецкий Ensemble Resonanze, чей концерт состоится также в Parochialkirche. На этот раз звуки европейского севера столкнутся (а вдруг будут сродни?) со звуками латино-американского и африканского юга. Гвоздем программы станет бретонский композитор и виртуоз на волынке Эрван Керавец (Erwan Keravec, *1974). Этот замечательный музыкант давно вышел за пределы народного репертуара, открывая новые возможности древнего инструмента и свободно чувствуя себя как в джазе, так и в классике. Прозвучат специально написанные для Эрвана Керавец очередная часть цикла Радиг Occam Delta XYII и пьеса Хайнера Гёббельса (*1952) N°20/58 , а также фортепианные Two Pages Филиппа Гласса (*1937), которые Керавец обработал сам. А следом 12 перформеров из самых разных стран разыграют представление под названием YOUYOUYOU.
«Youyouyou» или «Zagharit» — это принятая в Северной Африке и на Ближнем Востоке особая кричаще-зазывная манера пения. Как и разные другие обычаи внеевропейских культур она составляет круг научных и художественных интересов бельгийской фольклористки, композитора, певицы и режиссёра, соавтора названного представления Мириам Ван Имшут (Myriam Van Imschoot, *1969). Практически artist in residence нынешнего фестиваля, она  выступит во всех своих амплуа. Результаты её полевых исследований продемонстрирует фильм Le Cadeau («Приношение»). По её инициативе в литературно-музыкальной программе, названной прямо по слогану фестиваля «Незапамятное время», можно будет услышать live (!) магическое пение «Икаро» настоящей перуанской целительницы и шаманки Лауры Лопес-Санчес (Maestra Laura Lopez-Sanchez). В этой же программе прозвучат ориентированные на аутентичные образцы современные композиции. Одну из них — YOU2 — Мириам Ван Имшут споёт сама. Затем выступят английская универсальная певица Джулиет Фрейзер (Juliet Fraser) с собственной пьесой Module aus Tracery («Узорные модели») для медититрующего голоса и магнитофонной ленты, а также шведская экспериментальная певица, композитор и перформер София Джернберг (Sofia Jernberg) с Improvisationen zu Time Immemorial («Импровизации к Незапамятному времени»). Глубинные возможности человеческого голоса демонстрирует и 70-минутное произведение итальянского композитора Пьерлуиджи Биллоне (Pierluigi Billone, *1960) FACE Dia.De для двух голосов и восьми инструменталистов — новейший результат многолетнего сотрудничества композитора с венским ансамблем РНАСЕ. Заказчики сочинения, наряду с самим РНАСЕ, сразу два фестиваля: WienModern (которым, кстати, несколько лет руководил Польцер) и MärzMusik. Венская премьера уже есть в ютубе, так что можно заранее познакомиться с этим опусом, сочетающим вполне традиционное европейское инструментальное письмо с бестекстовым необъятным по диапозону — от пронзительных возгласов до утробного рыка — пением, напоминающим, в пандант нынешнему форуму, некий древний мистическитй ритуал.
Возращаясь к программе Ensemble Resonanze отмечу примиряющее все контрасты этого вечера сочинение ныне весьма успешного французского композитора Марка Андре (Mark Andre, *1964) для ансамбля и электроники rwḥ 1. Зашифрованное в названии арамейское слово «ruach» (дух, душа) и связанные с ним понятия — ветер, воздух, ароматы — побудили автора к созданию стереофонической композиции, что должно быть особенно эффектно в идеальной акустике Parochialkirche.
PHACE im Wiener Konzerthaus: Uraufführung von Pierluigi Billones "Face Dia De"

Обработка видео...

Pierluigi Billones Face Dia.De (2019)
The Long Now
«Длящееся настоящее». Так по уже устоявшейся традиции называется апогей MärzMusik: 30-часовое шоу с шести вечера до полуночи следующего дня в расположенной в Берлин-Митте бывшей теплоэлектростанции Крафтверк. В призрачном сумраке этого огромного индустриального собора можно бродить, сидеть, лежать, спать — на раскладушках или просто на полу — есть, пить, беседовать, словом, жить. Без суеты и спешки забыв (если удастся!) о времени, нырнув в нонстоп звучащую (слышно на всех этажах одинаково) атмосферу видео- и аудиоинсталяций, самых разных электронных и «живых» перформансов. Атмосферу порой нестерпимо громкую, а порой и экстремально тихую. В программе, за небольшими повторениями, другой репертуар в исполнении как уже выступавших, так и других музыкантов. Среди первых Quatuor Bozzini с cочинениями как его называют, «римского папы» минимальной и главной фигуры «гудящей» музыки (Drohnenmusik), а к тому же ещё фотографа и автора фильмов, американского композитора Филла Ниблока (Phill Niblock, * 1933). Живой струнный тембр будет до предела усиливаться за счёт электронного fixiertes medium, что отражено в самих названиях: Baobab и Disseminate as Five String Quartets (буквально: распространяться, разветвляться до пяти квартетов).
Ожидается много музыки Яниса Ксенакиса. Сначала в исполнении знаменитых Les Percussions de Strasbourg, страсбурских ударников, прозвучит посвящённое им как первым исполнителям сочинение Persephassa. Затем этот ансамбль соединится со smarten (новейшего образца электронными) инструментами для пьесы Kore известного как математик и композитор в одном лице итальянского американца Кармина Эммануэля Челла (Carmine Emmanuelle Cella, *1976). Ксенакис будет представлен и в интерпретации весьма популярного и весьма разностороннего (от техно до симфо-электронных ремейков «Болеро» Равеля или «Картинок с выставки» Мусоргского) музыканта, продюсера, владельца собственного лэйбла Морица фон Освальда (Morritz von Oswald, *1962) . На этот раз материалом для его композиции под названием Metameric 1.2, в которой Освальд будет препарировать игру пианиста Продромоса Симеонидиса (Prodromos Symeonidis) и ударника Адама Вайсмана (Adam Weisman), послужат соответственно ксенакиевские Evryali и Mists для фортепиано и Rebonds A; Rebonds B и Psappha для ударных. Дело, конечно, не ограничится классикой. На протяжении всех полутора суток будут звучать новейшие творения DJ композиторов.
Но и на этом феставаль не закончится. К нынешней MärzMusik присоединен ещё и концерт-эпилог, в котором будет исполнен Les espaces acoustiques Жерара Гризе. Берлинцам везёт услышать этот эпохальный опус ХХ века в разных интерпретациях с перерывом меньше года. В конце прошлого сезона его с большим успехом исполнил оркестр RSB (Оркестр Берлинского Радио) вместе с ансамблем Unitedberlin под управлением Владимира Юровского. На нынешнем фестивале в рамках своего юбилейного (40!) турне сочинение исполнит прославленный Ensemble Modern в соединении с Die Junge Deutsche Philharmonie (оркестр, из которого Ensemble Modern и родился) под управлением Сильвиана Камбрелинга.
В заключении остается упомянуть успешно функционирующий со дня основания MärzMusik проект Schule machen: QuerKlang (буквально: Школы производят встречные, перекрёстные звуки) под руководством педагогов и непосредственных участников фестиваля. Здесь, в гуле коллективных импровизаций и скромных концертных показов, рождаются и новые творцы, и новые слушатели. А с ними, хочется надеяться, и будущее современной музыки.