• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
комментарий
21/11/2020
Антон Изгагин о программе Kymatic на фестивале «Rodina-set'»
21 ноября Kymatic Ensemble даст концерт на казанском фестивале «Rodina-set'». Об идее программы и вошедших в нее сочинениях Stravinsky.online расссказал Антон Изгагин.
Антон Изгагин:
Мне всегда хотелось составить программу, в которой смешная музыка будет сочетаться с серьёзной, чтобы одно оттеняло другое. Академической музыке в определённой степени свойственна серьёзность, но в этой программе серьёзность внезапно оборачивается юмором. 
Мориц Эггерт — автор, близкий постиронии. У него есть видеоклип, в котором он читает рэп про Дармштадтскую школу. Он показывает дармштадтцев крутыми, но на самом деле он их стебёт. Пьеса «Melodie 1.0» написана для скрипки, виолончели и печатной машинки. Виртуозная партия печатной машинки напоминает барабанную установку: возникает впечатление на грани серьёзности/несерьёзности.
Андрей Королёв — немец русского происхождения, по-русски он почти не говорит. Его сочинение «Illegal Sunshine Fry My Eyes» — нечто вроде абсурдистского театра. Это почти мюзикл, только персонажи не закреплены за исполнителями. В партиях инструменталистов есть вокал и ритмизированный текст, местами чуть ли не рэп. Пьеса рассказывает психоделичную историю о неразделённой любви и попытке забыться алкоголем и чем-то потяжелее. Действие происходит в ночном клубе. Лирическому герою пора уходить, но он застревает в этом месте и попадает в какую-то параноидальную ситуацию. В конце герой выходит на улицу, забыв в баре бумажник и солнцезащитные очки. Всю дорогу с ним что-то происходит, перед ним проносятся воспоминания, музыка контрапунктирует его мыслям. Играют какие-то песни — видимо, музыка в баре. Автор хочет, чтобы это было сумбурно, непонятно. Это напоминает радиошоу, но внутри головы. Королёв — клавишник Decoder, а эстетика Decoder — это смесь между поп-музыкой, тяжёлым металлом, грайндкором, панком, фри-джазом и авангардной академической музыкой. В этой пьесе есть элементы мюзикла и кабаре: я нигде не встречал такого сплава
С Мартином Шутлером мы познакомились в прошлом году в городе Чайковском. Его пьеса называется «Жадность». Основная идея — в накоплении и, в итоге, в избыточности материала. Она напоминает капризного ребёнка, которому не купили какую-то игрушку, и он кричит на всю улицу, а мама за него краснеет. Это по-своему страшная пьеса, она жутковато звучит. Идея решена очень технологично. В партитуре прописаны партии электронных приборов — это подзвучка, которую надо включать и выключать. Инструмент то звучит в акустике, то подзвучивается, то записывается стереопарой и пускается через колонки — идёт накопление элементов, наслаивающихся друг на друга. Из электроники рождается крик, с которым контрапунктируют остальные инструменты. В частности, у ударника в арсенале 2 пластиковых чашки-стакана разных размеров (например, от сметаны или йогурта), в которых через прорезанное дно вставлены пластиковые линейки и от движений которых возникает звук, по характеру напоминающий звук электронного крика.
«Из семи дней» Штокхаузена — интуитивная музыка. Импровизация и интуитивная музыка близки медитации. Это одна из первых текстовых партитур. Там просто написано: «сыграй звук», «ощути вибрацию своего сердца», «ощути вибрацию земли», «ощути биение вселенной и постарайся сыграть это». И нужно попытаться работать с этими вибрациями. Это больше медитация, чем музыкальное произведение: это музыкальная духовная практика, ведущая к просветлению. Штокхаузен — основной идеолог Дармштадта, но если сравнить эту партитуру с идеями Дармштадта, то она шокирует. Существуют условно филармонические стандарты, есть рамки, принятые фестивалями. «Из семи дней» — это отказ от логического в пользу интуитивного.