• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
14/10/2017
Кайя Саариахо отмечает юбилей 
Известному финскому композитору сегодня исполняется 65 лет
фото с сайта: http://saariaho.org

Кайя Саариахо (*1952) на сегодняшний день самый исполняемый финский композитор и едва ли не национальный герой Финляндии, почетный доктор университетов Турку и Хельсинки.
За плечами Саариахо — четыре оперы, балет, 12 оркестровых опусов, более 30 вокальных сочинений, произведения для хора, солистов и хора с оркестром, для солистов и электроники, для ансамблей разного состава, в том числе с участием электроники, а также несколько электронных и звуковых инсталляций. Её наиболее известное сочинение — опера «Любовь издалека» («L’amour de loin», 2000) — удостоено множества премий, в том числе Grawemeyer 2003 (США).
В музыкальной карьере Кайи Саариахо можно выделить несколько ключевых фаз. Первая из них, начиная с 1975 года, охватывает период обучения композиции на родине в Академии Сибелиуса у Пааво Хайнинена, а также занятия у Брайана Фернихоу и Клауса Хубера — в 1981-82 гг. В это время она изучала различные методы письма и искала свое направление. Саариахо начинала с вокальной музыки, но вскоре начала экспериментировать с электронными приёмами. В начале 1980-х Саариахо занялась электронной обработкой звука акустических инструментов. 
 После переезда во Францию в 1982 она начала обучение в IRCAMе, интересуясь тембром и поиском взаимосвязей между краской звука и гармонией. Для её сочинений 80-х годов характерно рождение формы из медленного, постепенного преобразования звуковых областей. Первое оркестровое сочинение Саариахо — «Ослепления» («Verblendungen», 1984) для магнитофонной ленты и инструментального ансамбля — подобный образец, где основным формообразующим фактором является контраст между шумом ленты и звуками оркестра.
В IRCAMе, Саариахо глубоко прониклась идеями французского спектрализма. Сочинения представителей этого направления Жерара Гризе и Тристана Мюрая, по словам самой Саариахо, оказали значительное влияние на её композиционную технику. Произведения 1990-х гг. включают в себя материал, который стал результатом спектрального анализа звука. Такие понятия как инструментальный синтез, резонирующее пространство и интерполяция нашли свое воплощение в двух инструментальных концертах: «Береговые ориентиры» («Amers», 1992) — для виолончели и «Театр Грааля» («Graal theâtre», 1995) — для скрипки.
Летом 1993 года Саариахо совершила поездку в Японию, с которой связано её следующее сочинение — «Шесть японских садов» («The Six Japanese Gardens», 1993-95), цикл для ударных и электроники, впоследствии посвящённый памяти Тору Такемицу (1930-1996). По словам композитора, это «серия впечатлений» от садов, которые она видела в Киото. «Речь идет об искусстве времени, сад становится искусством времени», — пишет композитор. Здесь вновь используется электронный фон (включающий в себя обработанные звуки природы, красочные звуковые «поля», ритуальные песни монахов, исполненные хором), на который накладывается живое звучание ударных.
Балет Саариахо «Земля» («Маа», 1991) начинается со звуков шагов (самой Саариахо), сделанных по разным поверхностям — песку, снегу и прочим. Шаги сопровождаются электронным фоном, который принято называть термином «soundscape» (звуковой ландщафт), состоящим из разнообразных звуков, в том числе поезда, автомобиля, пения птиц, колоколов и морского прибоя.
Музыкальный стиль последних сочинений Саариахо более традиционен, чем ранние экспериментальные опусы. В числе последних премьер — песенный цикл True Fire (2015), который был исполнен Джеральдом Финли и оркестром филармонии в Лос-Анджелесе под управлением Густаво Дудамеля. В 2016-м в Токио состоялась премьера концерта для арфы Trans; солировал Ксавье де Мейстер.
Сегодня, 14 октября 2017, в Оттаве в одном концерте с пятой и седьмой симфониями Жана Сибелиуса исполнят сочинение Саариахо Graal Théâtre для скрипки и камерного оркестра (солист John Storgards).
Текст составлен на основе материалов Натальи Саамишвили