• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
В режиме Бродского

Часть 1. Деятели современной музыки в России

материал: Наталья Вересковская
Весь мир, без преувеличения, закрыли на карантин. Люди в режиме самоизоляции, кинотеатры, музеи, концертные залы закрыты, мероприятия отменены.
Корреспондент Stravinsky.online Наталья Вересковская пообщалась с деятелями современной музыки в России и узнала, придерживаются ли они наставлений Иосифа Бродского и как относятся к сложившейся ситуации.
Виктория Коршунова. Директор Московского ансамбля современной музыки
15 марта у нас был последний концерт. В мемориальной квартире Святослава Рихтера мы играли музыку послевоенного авангарда: Берио, Ксенакиса, Лигети и Булеза. А дальше у нас должно было быть несколько проектов подряд — это и «Баховские дни» в Калининграде, где мы планировали сыграть музыку Баха в версиях МАСМа, и интересная программа в музее Марины Цветаевой в городе Александров, где нас всегда тепло принимают и с удовольствием слушают самую смелую и необычную музыку, и поездка в замечательную ДШИ в городе Няндома в Архангельской области с воркшопами, и ещё много всего. В итоге вечером после концерта в доме Рихтера, еще до объявления карантина, мы решили, что нужно отменять совместные репетиции и заниматься дома индивидуально, хотя не могли представить, что самих концертов не будет. 
Сейчас все музыканты находятся дома в самоизоляции, сама я с мамой в Волгограде — мне тут лучше работается. Мы очень ответственно относимся к советам оставаться дома и выходить на улицу только при большой необходимости — думаем, что от всеобщей сознательности зависит насколько быстро «кривая» превратится в «горизонталь». В открытый доступ сейчас выкладывается множество спектаклей и концертов, идет множество трансляций, так что людям есть, чем заняться. Хотя мне кажется, что такой формат подходит только для лекций и, может быть, фильмов и новейшей музыки — так можно познакомиться с новым. А на концерты ходят совсем для других целей — услышать энергетику живого звучания.
Мы надеемся на скорое завершение карантина, ведь дальше проектов будет не меньше: в мае нас ждет VII международный фестиваль новой музыки от центра reMusik.org, позже будет юбилейная Академия в городе Чайковском, зарубежные проекты и много всего еще.
Евгения Изотова. Директор ансамбля Студия новой музыки
Как и другие московские коллективы, ансамбль Студия новой музыки с 17 марта находится в вынужденном отпуске. Планов на этот период у нас было много. Сразу после концерта Микаэля Жарреля, который состоялся буквально в последние дни перед тем как «закрыли границы», у нас было намечено еще два авторских концерта — Александра Кнайфеля 19 марта и Николая Попова 28 марта. Их уже пришлось отменить.
Еще один визит европейского композитора — Клауса Оспальда (Германия), который должен был состояться 22 апреля, перенесен на осень, точная дата будет немного позже. Сейчас неизвестно, когда состоится камерный госэкзамен студентов-композиторов, который традиционно исполняет Студия новой музыки. Пока он был запланирован на 14 апреля.
На май намечено несколько концертов. 15 мая — очень важное для нас событие: мировая премьера Второй камерной симфонии Николая Каретникова с юбилейной презентацией переиздания его книги воспоминаний «Темы с вариациями». В начале мая — очередная «молодежная лаборатория» аспирантов и ассистентов-стажеров нашего аспирантского класса, а в конце месяца — концерт к 90-летию со дня рождения Николая Сидельникова. Сейчас мы можем только надеяться, что к этому времени карантин закончится, и ничего не хотим переносить заранее.
Наконец, в начале июня маэстро Баренбойм пригласил Студию в один из самых престижных камерных залов Европы — недавно построенный в Берлине Зал Пьера Булеза с его уникальной архитектурой и акустикой. 
Сейчас мы разрабатываем план взаимодействия с аудиторией онлайн, хотим представить интересные и нужные учебные программы. И, конечно, все музыканты очень жалеют, что столь интересные проекты переносятся, но надеемся что не на слишком долгий срок.
Александра Локтева. Редактор сайта Stravinsky.online
Stravinsky.online — издание узкопрофильное, но разноформатное, и сказать, что вирус совсем выбил нас из колеи, я не могу. К тому же  у редакции нет своего офиса и мы всегда работаем удаленно и обсуждаем все насущные вопросы в чатах или по конференц-связи. Единственное, что претерпело существенные изменения — вместе со всеми залами ожидаемо ушла на карантин афиша и сократилось общее количество анонсов в новостной ленте.
Сейчас мы, конечно, сосредоточены на подготовке новых материалов — связанных со сложившейся ситуацией.  Но в то же время и получили возможность наконец разобрать то, что у нас уже было. Многие наши редакторы сейчас работают удаленно на своих основных работах, у них появилось чуть больше времени и поэтому они параллельно готовят к выходу накопившиеся за несколько месяцев тексты. В общем, мы стремимся по максимуму использовать то время, которое у нас есть, для работы.
Дмитрий Ефремов. Композитор
Так получилось, что как раз к марту я закончил все важные проекты за последние три месяца, единственное, что оставалось — это премьера моей новой пьесы в Копенгагене. Она, естественно, сорвалась, и это очень печально, учитывая сколько сил я вложил в партитуру. С фестивалем в Швеции пока все хорошо, он должен состояться летом и организаторы, несмотря на собственные опасения, надеются, что к этому времени все «вернется на круги своя» (а я то как надеюсь...).
Сейчас сижу в самоизоляции, я бы даже сказал, что мне так комфортнее. Бессмысленность академического образования (говорю только с точки зрения композитора) компенсируется дистанционным обучением, но вот беда! Большое количество преподавателей не умеет пользоваться дарами технологического прогресса.
Единственное, на что я надеюсь — что к маю ситуация стабилизируется (в чем уже есть большие сомнения), так как планов еще много, и не все из них находятся в России, очень бы не хотелось их терять...
А так, чувствую себя прекрасно, появилось время на самообразование, работу и, о боже, нормальный отдых, чего обычно не случается.

Дмитрий Баталов. Пианист, солист ансамбля Reheard
В сложившейся ситуации я отношусь к карантинным мерам однозначно положительно. Поэтому не думаю, что о планах, которым не суждено теперь осуществиться в ожидаемый срок, стоит говорить как о сорванных. Например, два концерта ансамбля Reheard, планировавшиеся во второй половине марта, скорее всего не отменят, а просто перенесут на более благоприятные времена. От дальнейшего развития событий зависит, конечно, и возможность проведения следующих концертов ансамбля в мае, как и некоторых предстоящих сольных выступлений. Более полугода моих занятий были посвящены подготовке к сольному конкурсу с огромной и очень сложной программой, целиком состоящей из современной музыки. Сейчас, разумеется, его проведение в планируемые даты (вторая половина апреля) невозможно. Будет ли он перенесен или отменен до следующего раза — этот вопрос все еще решается. Но чем дальше дата, тем проще, на мой взгляд, будет решаться вопрос о потенциальном переносе любого мероприятия.  
Думаю, что каждый музыкант уже успел выработать тактику занятий, наиболее подходящую ему самому в период вынужденного затишья. Для меня это возможность, во-первых, переключиться на освоение новых произведений, о которых еще недавно нельзя было даже думать в плотном графике уже имеющейся программы. Все-таки, в занятиях без маячащего впереди дедлайна (в виде концерта, экзамена, записи) есть огромные преимущества и спокойствие, которого часто оказываешься лишен с самого начала работы над пьесой. Во-вторых, возвращение к основной программе после внезапно возникшего перерыва идет на пользу и тебе, и ей. Обдумывая и давая себе время переуслышать уже сделанное, иногда даже на подсознательном уровне, ты «занимаешься, не занимаясь».
Антон Светличный. Композитор
У меня был сравнительно пустой конец марта, так что пока радикальнее всего пострадали коммерческие концерты в ресторанах. Вообще, многое не отменяется, а откладывается — тот же Нелекторий, или премьера сочинения Филановского, или новый Джеймс Бонд, на которого мы собирались сходить с детьми. Из особенностей «режима» отмечу, что Ростовский колледж искусств, где я преподаю теорию музыки, перешел на дистанционное обучение, и теперь приходится перестраиваться на онлайн, что требует времени, но в целом не слишком сложно; и ещё переговоры по новым проектам идут с условными датами — это, конечно, усложняет планирование, но не прямо заоблачно.
В целом, пока все в пределах нормы. Впрочем, я полагаю, что это только начало, пик эпидемии впереди, и в апреле концертная жизнь зачахнет еще сильнее.
Если говорить про мой личный график, то я и без карантина регулярно по два-три дня сижу дома, сейчас, по возможности тоже. Заниматься думаю именно тем, на что в обычном режиме не хватает времени. Там очень длинный список, не думаю, что есть смысл публиковать его здесь, но планов множество, даже если не брать в расчет бесплатные трансляции (а как же не брать, если в пятницу, например, показывали «Октавию» Курляндского) и прочее.
В какой-то степени я даже рад, что жизнь принудительно встала на паузу. В идеальном случае такую перезагрузку (именно всеобщую, синхронную) следовало бы устраивать хотя бы раз в год без макабрических поводов.
Хочу закончить отрывком из романа «Укус ангела» Павла Русанова:
«Зачем нужен чёрт? <...> Господь решил, что в жизни должны быть происшествия, а без чёрта не будет никаких происшествий. Время — это и есть чёрт. Без времени здесь наступит тот свет. Тот свет для всех — без победителей и побеждённых. Конечно, Всевышний вскоре исправит наш произвол, но вся земля получит краткое отдохновение».