• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
19.05.2018

«Овалоид и по сей день остаётся непокорённым»

Николай Хруст - памяти Вячеслава Колейчука

40 дней назад не стало выдающегося российского художника, изобретателя и учёного Вячеслава Колейчука. Сегодня о нём вспоминает композитор Николай Хруст, которому несколько раз доводилось работать и общаться с Вячеславом Фомичём.
В этом году по инициативе «Гаража» в Парке Горького воспроизведена известная кинетическая инсталляция Вячеслава Колейчука «Атом» (1967), которую можно увидеть и услышать непосредственно около входа в «Гараж» до конца лета. Светозвуковую алгоритмическую композицию для нового «Атома» создал Николай Хруст.
Вячеслав Колейчук
Рано утром 9 апреля скончался Вячеслав Фомич Колейчук — выдающийся российский художник, изобретатель, дизайнер, архитектор, педагог и учёный. Уникальный творческий метод Вячеслава Колейчука органично сочетал в себе художественный и инженерный подход: его новации в создании конструкций становились одновременно фактом нового искусства. Вся деятельность Колейчука была проникнута исследованием структуры. Конкретный результат этого исследования мог стать мобилем, предметом оп-арта, публичной скульптурой, дизайнерским объектом, инженерной конструкцией, театральной постановкой или научной статьёй.
Вячеслав Колейчук — один из значимых художников русского кинетизма, этой «алеаторики визуального искусства». Вячеслав Фомич считал, что его искусство наследует идеям русских супрематистов и конструктивистов. В творчестве последних уже появляется идея кинетического объекта, а К. Иогансон, Н. Габо и А. Родченко в 1920–1921 годах демонстрируют первые кинетические конструкции. Чуть позже чем возникли эти течения в России, на другой стороне Земли, в США, Александр Колдер начал создавать свои мобилиермин предложен Марселем Дюшамом) под впечатлением от работ Пита Мондриана. В своё время мобили Колдера вдохновили Эрла Брауна и Джона Кейджа на создание мобильных форм в музыкальной композиции, названными ими indeterminacy, а затем перекочевали в Европу под именем алеаторики (кстати, Кейдж даже написал музыку к фильму о Колдере, сделанную из звуков его мобилей). Приходится признать, что в области визуальных искусств «алеаторика» реализована куда более убедительно, чем в музыке.

Колейчук — это не «актуальное искусство», это — классическое искусство

Короткое время Вячеслав Колейчук состоял в группе «Движение» вместе со Львом Нусбергом (руководителем группы), Франциско Инфантэ-Араной и другими художниками; затем основал собственную группу «Мир». Колейчук-исследователь углублённо и беспристрастно описал все перипетии отечественного кинетического направление в своей книге «Кинетизм». Этому понятию он придаёт расширительное значение, относя к кинетизму и световое искусство, и синтез со звуковым искусством; так, одним из истоков этого направления автор видит, в частности, «Прометей» и «Мистерию» А. Н. Скрябина.
«Атом». Монтаж
Вячеслав Колейчук, возможно, наиболее известен своими «парящими» вантовыми конструкциями. В них не скреплённые между собой напрямую стержни выстраиваются в «невозможное» построение благодаря одному лишь натяжению соединяющих их тросов. Этот принцип Колейчук реализовал в своих инсталляциях (одни из наиболее известных — «Стоящая нить», «Спираль», «Атом»), инженерных решениях (самовозводящийся космический радиотелескоп), предметах визуального оформления и даже в музыкальных инструментах (самонапряжённые колокола).
Вячеслав Фомич — автор нескольких оригинальных техник, среди которых самоколлаж: в нём новое изображение складывается из повёрнутых частей старого, и абстрактные фигуры проступают сквозь поданное по-новому реалистическое фотоизображение. Изобретённую художником технику светостереографии или, по-иному, штриховой стереографии нередко сравнивают с голографической техникой: это система создания иллюзий объёмных фигур, складывающихся из бликов, которые отражаются от награвированных кривых углублений на плоскости (последователи художника — инженеры Н. Г. Власов, Д. А. Артамонов, А. И. Топунов выпустили несколько совместных (в том числе с Вячеславом Фомичём) научных статей, а Артамонов даже защитил кандидатскую диссертацию об этом методе).
Можно ещё долго описывать арт-объекты и изобретения Колейчука (наверное, лучше всего это сделал он сам в своей книге-обзоре «Моя Азбука»). Художник внёс свой вклад и в смежные искусства. В «тотальном театре» Вячеслав и Анна Колейчуки исследуют жизнь форм, преломляющуюся через разные медиумы — тело человека, костюм, инсталляцию, свет, хореографию, компьютерную анимацию (представление «Путешествие квадратика» было номинировано на «Золотую маску»). Созданные художником оригинальные музыкальные инструменты — звуковые скульптуры можно считать точкой отсчёта русского саунд-арта. Авторы популярных статей о Вячеславе Колейчуке любят вспоминать о том, что именно он создал «гравицапу» и реквизит неземного мира фильма «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии.

Овалоид сам — произведение искусства без всяких написанных для него композиторами пьес

Так случилось, что моё общение с Колейчуком было скорее творческим, чем личным. Впервые мы встретились с Вячеславом Фомичём во время подготовки к синкретическому спектаклю — звуковой мистерии «Сотворение мира», где стараниями режиссёра Натальи Анастасьевой, в одной авторской группе оказалась также дочь и соратница Вячеслава Фомича Анна и Ваш покорный слуга (с Анной Колейчук нас в дальнейшем связал прочный творческий союз). Тогда я как композитор впервые столкнулся с музыкальными инструментами Колейчука, которые одновременно являются арт-объектами — самонапряжёнными колоколами и овалоидом. Хореографическо-музыкально-микрофонная композиция (созданная при участии хореографа Мариам Нагайчук-Эль-Абдалла) для самонапряжённых колоколов стала центральной сценой действа.
Овалоид же во многом и по сей день остаётся непокорённым. Этот инструмент представляет собой две параллельные металлические пластины овалоподобной формы, скреплённые осью. В верхней части пластин вырезами создан ряд язычков, способных колебаться как бы самостоятельно, но одновременно вызывающих колебания всей пластины в целом, порождая весьма сложные резонансы при разных техниках звукоизвлечения (смычком, палочками, тёрками).
Овалоид
Сравнительно небольшое число музыкальных композиций для этого невероятного инструмента объясняется, на мой взгляд, тем, что овалоид сам — произведение искусства без всяких написанных для него композиторами пьес. Партитура для овалоида должна быть конгениальной ему самому, и эта конгениальность должна тесно соприкасаться со смыслами, заложенными в сам инструмент. Технической проблемой является непредсказуемость или слабая предсказуемость поведения овалоида при огромном и необычном звуковом разнообразии инструмента. Только благодаря электронике мне удалось немного «подружиться» с овалоидом во время создания композиции для воссоздаваемой «Гаражом» публичной скульптуры Колейчука «Атом».
«Атом»
В последние два года своей жизни, когда Вячеслав Фомич уже сильно болел, он провёл много времени в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре в Коломне. Через дорогу от монастыря находится уникальный Музей органической культуры (органическое направление русского авангарда основали Елена Гуро, Михаил Матюшин и ряд других художников), о котором стоит написать отдельный труд. Основоположник музея искусствовед Алла Повелихина была куратором выставки «Великая утопия», в которой экспонировалась конструкция К. Иогансона, воссозданная Вячеславом Колейчуком. С этой выставки началось сотрудничество музея с художником. Идея структуры в органике, проблема преодоления материала — темы, важные для Колейчука, особенно в последние годы, и они ещё ждут своего осмысления учёными-искусствоведами.

Приходится признать, что в области визуальных искусств «алеаторика» реализована куда более убедительно, чем в музыке

В Музее органической культуры состоялась последняя выставка Вячеслава Колейчука «Легко», которая находится там и по сей день. В «Легко» представлены наиболее известные (но далеко не все) новации Колейчука: вантово-стржневые инсталляции, самонапряжённые колокола, овалоид, оптические иллюзии, «живая линия», стереографические изображения. В постоянной экспозиции музея есть и пронзительно простая «Стоящая нить».
В искусстве Колейчука нет никакой социальной злободневности, жеста, разлома, надлома, в нём нет ни капли того цинизма-нигилизма, который многими принимается за постмодернизм, нет никакой пошлости. Его создания просты, совершенны и легки. Колейчук — это не «актуальное искусство», это — классическое искусство. И после ухода Вячеслава Фомича остаётся ощущение чего-то значимого, важного. Наверное, это и есть цель любого художника и любого искусства, устремлённого в будущее.
 
6 мая в Парке Горького состоялось открытие воссозданной кинетической инсталляции «Атом». Исполнение: Музей современного искусства «Гараж» Куратор: Снежана Кръстева Художественное руководство: Анна Колейчук Звукосветовая алгоритмическая композиция: Николай Хруст.
 
 
Stravinsky.online: