• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
В режиме Бродского

Часть 2. Композиторская самоизоляция за рубежом

материал: Алиса Насибулина
Театры и филармонии все ещё закрыты и/или осваивают онлайн-форматы, концерты отменены, а билеты возвращены в кассы. Но музыкальная жизнь продолжает бить ключом — в домашней обстановке. Многие композиторы привыкли к самоизоляции, ведь сочинение музыки часто протекает в четырёх родных стенах. Корреспондент Stravinsky.online Алиса Насибулина узнала у композиторов, как проходит карантин за рубежом и чем ещё они занимаются, не выходя из комнаты.
Александра Филоненко (Берлин, Германия)
Школы, высшие учебные заведения, детские сады, музыкальные учреждения закрыты. Все, кто преподаёт, перешли на преподавание онлайн, и я также. Концертные залы, театры закрыты на месяц, насколько я знаю. Концерты отменены, но есть ряд концертов, которые идут в режиме онлайн-трансляции. Ситуация критическая, так как финансово многие фрилансеры просто не выживают. Мне тоже тяжело. Особенно это коснулось исполнителей, которые живут с доходов от выступлений.
Я, как и многие берлинцы, существую в режиме Бродского, периодически всё-таки выходя на улицу купить продукты. В основном я сижу дома, пишу новые пьесы и преподаю фортепиано онлайн. Кстати, экстремальная ситуация толкнула меня на написание дополнительной новой большой пьесы. Карантин для меня — это лаборатория новых поисков и самопоиска.
Станислав Маковский-Новиков (Париж, Франция)
Во Франции всё ещё открыты аптеки, продуктовые магазины, булочные, винные магазины, мясные лавки. Но выходить на улицу без причины запрещено. Чтобы пойти за продуктами, нужно распечатать справку. Можно выходить на прогулку, но не дальше километра и не больше часа в день. Нужно заполнить специальную форму, где должны быть написаны час и время выхода из дома. Полиция может остановить вас и спросить эту справку. Я иногда раз в 2-3 дня гуляю вдоль канала до булочной и обратно, но основное время я провожу дома за столом, работаю, пишу музыку. Многие музыканты, артисты сейчас переходят на онлайн-вещание. Сегодня я смотрел трансляцию танцора Анатолия Власова, который делает перформансы Фонезии в течение 30 минут каждый день. Рождается достаточно интересный формат, мне он нравится, и я надеюсь, что он будет действовать даже вне карантина.
Мои ученики по композиции перешли на онлайн-обучение. Мы неплохо приспособились. Мы вместе работаем над электронными сочинениями: слушаем, я что-то показываю, и мы в реальном времени смотрим, как это можно изменить. У меня ещё возник спонтанный курс истории современной музыки. Один из моих учеников только собирается писать музыку, и пока не знает, чего он хочет. Мы с ним изучаем стили современной музыки с середины XX века и до наших дней.
Сейчас я стараюсь реализовывать свои творческие планы, привожу в порядок старые проекты. Я редактирую партитуру, которую мне заказал вокальный ансамбль Musicatreize из Марселя. У нас было намечено около 10 дат в этом году, но боюсь, что некоторые из концертов будут отменены. Следующий проект — пьеса для для арфы и электроники, которую я пишу для одной арфистки из Парижа. Премьера должна быть в июне, но если ситуация не наладится, то мы постараемся сделать видеоверсию и выложим её в YouTube. Другая моя пьеса для саксофона и электроники будет исполнена на фестивале Gaudeamus в Голландии осенью этого года, если к тому моменту ситуация более-менее нормализуется.
Сэ Хёнг Ким (Грац, Австрия)
Как и в остальной части Европы и мира, в Австрии на законодательном уровне закрыты все школы, детские сады, магазины (кроме продуктовых) и университеты. Запрещены все концерты и спектакли до середины апреля. Особенно пострадал Тироль: по некоторым данным именно там в одном из зимних курортов началась вспышка, которая и разрослась по всей Европе. Сейчас Тироль оцеплен, и въезд/выезд туда запрещен.
Люди поддерживают друг друга, и это главное. Университет предоставляет финансовую помощь тем, кто сейчас действительно в ней нуждается. Австрийская служба занятости получила за последние три дня более чем 70 тысяч заявок по безработице для получения пособий. По всем зданиям развешаны объявления волонтеров, которые готовы помочь пожилым людям закупиться в магазине, выгулять их питомцев.
На этот месяц у меня было намечено 2 поездки в Германию и одна в Клагенфурт на мировую премьеру новой оперы Шаррино. Но все сорвалось. Сейчас я днём провожу время c семьей, а вечером и ночью сочиняю и смотрю/слушаю музыку/фильмы. Я часто смотрю концерты Берлинской филармонии. Вчера я смотрел оперу Лигети «Le Grand Macabre».
Вера Иванова (штат Калифорния, США)
Закрыты все учебные заведения, отменены все концерты с присутствием публики. Некоторые концерты проводятся онлайн собственными силами музыкантов (особенно это касается концертов современной музыки). Большинство людей работает из дома, кроме тех, чьё присутствие жизненно необходимо для функционирования всего штата: пока открыты банки, госпитали, магазины.
На улице сейчас даже больше людей, чем обычно. Все спортивные залы закрыты, но люди хотят оставаться в форме, поэтому они бегают, на велосипедах катаются. Власти были этим недовольны и закрыли все парки. Теперь люди гуляют исключительно вокруг дома. У нас даже собираются ввести национальную гвардию, если верить новостям. Но что именно она будет делать — пока не совсем понятно.
Наш университет и все учебные заведения перевели на онлайн-преподавание. У тех, кто никогда этим не занимался, очень много времени уходит на то, чтобы с этим разобраться. У меня ушёл целый день на то, чтобы сделать видеозапись своей лекции продолжительностью 1 час 15 минут.
Я композитор и привыкла к самоизоляции. Для меня это нормальное состояние — сидеть дома и работать над своими проектами. У меня даже наметился прогресс по проектам, на которые раньше не хватало времени. Сейчас я довожу до ума свой сольный компакт-диск; мастеринг я успела сделать ещё до полного карантина. Параллельно я занимаюсь сочинением музыки.
Санжар Байтереков (Алматы, Казахстан)
У нас, как и в большинстве стран, введен режим ЧС. Алматы и Астану с 15 марта закрыли на карантин. Учебные заведения перешли на онлайн-обучение. Оперные и драматические театры, филармонии на этот период закрыты. Премьеру моего сочинения для ансамбля CNZ перенесли с апреля на июнь. Независимый театр АртиШок показал оперу А. Маноцкова «Ер-Тостик» в онлайн трансляции. Чтобы хоть как-то возместить убытки, Артишок открыл краудфандинговую кампанию. Я слышал, что после показа «Ер-Тостика» наш минкульт предложил выложить записи всем подведомственным организациям — ГАСО, оперному театру и т. д.
Во время карантина я в основном сочиняю. Сейчас идеальное время для того, чтобы воплотить цели. В этом году я поставил себе несколько задач.