• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
обзор
13/10/2023
Дармштадт 2023: 13 вопросов об исторических курсах новой музыки
текст: Татьяна Яковлева
Мечта любителя оперы — посетить Зальцбург, фаната Вагнера — добраться до Байройта, а поклонник новой музыки часто стремится в Дармштадт. В 1946 году именно здесь возрождался феникс нового музыкального искусства, где заново осмысляли каким оно может быть в послевоенное время. Спустя почти три четверти века на них побывали едва ли не все композиторы, задающие тренды современного искусства — европейские первопроходцы Карлхайнц Штокхаузен и Пьер Булез, американские экспериментаторы Джон Кейдж и Мортан Фелдман, позже — Хельмут Лахенман и Брайан Фернихоу, сейчас — Хая Черновин, Бригитта Мунтендорф, Клаус Ланг и многие другие. За три четверти века само понятие «новая музыка» не раз реформировалось, с приходом каждого поколения. В этом году курсы прошли в 77-й раз, и по-прежнему Дармштадт — одно из самых важных мест для встреч молодых музыкантов со всего мира, обсуждения идей и концепций.
Основной целью моей поездки в Дармштадт было желание разрушить существующие в моей голове стереотипы, материализовать место, сделать его более живым, не воспринимать просто картинкой или историей из книги. Активно прожитые восемь дней из возможных четырнадцати позволили мне сделать заметки на полях и оформить их в виде ответов на частные вопросы.
Приветственная речь артистического директора Томаса Шеффера Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp

1. Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте —  в чем их особенность?
Курсы известны своей историей, и часть людей приезжают сюда стать ближе к ее традиции, но популярны они скорее из-за их невероятного масштаба и подборки профессоров. Честно говоря, столько молодых адептов современной музыки в одно время не видела ни разу, хотя на Impuls в Граце их тоже было весьма немало. Город словно погружается в фестиваль: повсюду можно было встретить группы людей с характерными шопперами со лейблом DA или проезжающие велосипеды с той же эмблемой.
Впечатлило, когда все эти молодые студенты и профессора на утро первого дня фестиваля собрались в Оранжерее — одной из крупных концертных площадок, и приняли участие в перформансе Нильса Рёнсхольдта Until Nothing Left, исполненного аккордеонистом Андреасам Боррегаардом. В финале действа все участники пели песню под его сопровождение — удивительно простую, но пронзительную и тонкую. Такое теплое, объединяющее начало фестиваля ультрасовременной музыки, дополняющее приветственные слова артистического директора Томаса Шеффера, поразило и восхитило.

Niels Rønsholdt - Songs of Doubt

Обработка видео...

Niels Rønsholdt Until Nothing Left, perfomance: Andreas Borregaard Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
2. Что включают в себя курсы?
Две главные составляющие программы — это обширная образовательная часть и фестиваль с концертами. Для участников составлено индивидуальное расписание занятий, для всех гостей — общая программа на весь день, которую можно найти на сайте фестиваля. Лекции от композиторов и музыковедов, конференция, встречи с музыкантами, а также презентации проектов проходят дневное время, концерты чаще по вечерам, иногда два или три в день.
3. Где проходят занятия?
Дармштадт — небольшой немецкий городок, по которому активно курсируют трамваи и ездят велосипеды; для участников есть опция снять велосипед на время фестиваля. Локаций достаточно много: это и местная академия, и различные школы, в которых проходят занятия с музыкантами. Часто это самые обычные классы с партами, иногда даже спортивные залы, где репетируют музыканты и проводят концерты. С одной стороны, всё находится достаточно близко, с другой стороны, чтобы добраться до следующей точки программы иногда нужно закладывать не менее получаса.
Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
4. Кто приезжает на курсы?
В ранние годы фестиваль был знаменит как старт новой композиторской эпохи, из-за чего некоторые думают, что курсы нацелены именно на создателей музыки, однако это не так. Исполнители приезжают на фестиваль не меньше, чем композиторы, а также есть занятия для электронных музыкантов. Есть и специальные курсы для критиков/журналистов, занимающихся новой музыкой — помимо ежедневных обсуждений внутри группы, они записывали регулярный подкаст о событиях фестиваля.

5. Какие есть форматы занятий?

Основа программы — это привычные индивидуальные занятия для композиторов или музыкантов. Иногда они проходят как небольшие мастер-классы, где один участник показывает свой материал — остальные участники наблюдают или задают вопросы.
Воркшопы — еще один распространенный формат. В этом году прошло более двадцати воркшопов, и они заметно отличаются друг от друга. Несколько из них проходили в формате дискуссии в малых группах: обсуждения на общую тему с одним ведущим композитором. Как правило, каждый такой воркшоп включает несколько встреч в течение фестиваля по специальному расписанию. Я попала на такую беседу к композитору Бригитте Мунтендорф, где темой была трансдиджитальная композиция. Участники обменивались своим опытом, мыслями об этом направлении, говорили о способах работы, демонстрировали свои пьесы и задавали друг другу вопросы.
Другие воркшопы направлены на практику: по их итогам студенты презентуют результаты их деятельности. Чаще всего это небольшие пьесы, возникающие как итог работы композиторов с музыкантами под руководством преподавателей; были также воркшопы по импровизации.
Особый формат на фестивале — это пространства Open Space. Несколько классов специально выделены под любые предложения всех желающих: будь это диалог на тему, небольшой концерт, просмотр видео или просто общение; некоторые даже использовали его как возможность отдохнуть пару часов — полезная опция в столь интенсивное время фестиваля. Любой участник мог вписать свою идею в расписание и забронировать время.
Growing Sideways by Brigitte Wilfing and Jorge Sánchez-Ciong Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
6. Все участники курсов — только продвинутые адепты новой музыки, кто имеет большой опыт?
По моим наблюдениям, приезжают довольно разные по бэкграунду ребята, но все зависит от специальности. Чтобы попасть на некоторые курсы планка выше, но шанс имеют все, кто играет новую музыку или пишет ее. Кстати, я ошибочно предполагала, что сюда чаще приезжают условные продолжатели Лахенманна или Фернихоу, то есть кто работает со спектром шумовых звучаний или комплексными ритмами. Я заглянула на несколько индивидуальных уроков разных композиторов и такого мейнстрима не обнаружила: кто-то показывал графическую партитуру, кто-то симфоническое полотно в духе сонористики, а кто-то рефлексировал с профессором определяющие для себя вопросы — что в принципе ему важно в композиции.

7. Дармштадтские курсы ассоциируются с местом, где композиторов занимают структуры, техники, числа. Это не так?
Возможно, такой тренд существовал раньше, но сейчас курсы скорее направлены на многообразие, и не только интернациональное, но и стилистическое. Это заметно и по концертной программе: концертов с музыкой «новой сложности» было не так много, зато несколько перформансов, сайт-специфик проект, вечер с эмбиентными композициями Music for airports Брайна Ино и премьерой Сары Хеннис Motor Tapes, ночной концерт с пьесой Рикардо Эйзирика — своеобразным рейвом, мощными басами и перкуссией, а также концерты с импровизациями по проектам Энтони Брэкстона — одного из хэдлайнеров фестиваля в этом году.

Ensemble Dedalus, Brian Eno Music for Airports Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Adolescência by Ricardo Eizirik Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
8. Сейчас сложно о говорить об общих трендах у молодых авторов?
Пожалуй, да, но как и во всем мире, значителен интерес музыкантов к искусственному интеллекту: разговоры о нем были и на лекциях, и на дискуссиях в малых группах. В целом, взаимодействие с электроникой, создание своих приборов, эксперименты между акустикой и электроникой сейчас популярны среди авторов. К примеру, на воркшопе для композиторов-электронщиков и перкуссионистов, один из участников разработал специальное устройство, считывающее удары сердца, которые выводились на динамики, и выстраивал пьесу на взаимодействии сердечных ритмов с игрой перкуссионистов по мембранами больших барабанов.
9. Как много занятий посещают участники?

Эта ситуация довольно индивидуальна и сильно от того, на какую программу попал участник. Мне удалось побеседовать с несколькими студентами, и судя по всему, более активно заняты музыканты и те композиторы, которые попал на практические воркшопы. У них часто довольно плотный ежедневный график и порой они едва успевают дописывать или доучивать пьесы, из-за чего пропускают часть концертных программ. А есть обратные ситуации, когда композитор попадает только на одно-два индивидуальных занятия и, например, на воркшопы с обсуждениями, из-за чего его график достаточно свободный, не все этому рады. Безусловно, буквально ежедневно в общем зале проходят лекции для желающих, но это подходит не под каждый запрос.
Многое зависит от самого студента. Я встретила довольно разные решения: одни с утра до вечера были «в активе», посещали события, концерты, общались с коллегами. Однако были и те, кто приехал с конкретными задачами: пообщаться с определенными композиторами, посетить несколько концертов, встретить пару друзей, не перегружаясь посещениями всех событий. С учетом количества происходящего на фестивале — тоже разумная стратегия.
Lecture by Jennifer Walshe Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Residence program Sonic writing and soundings Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Course Words on music Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
10. Кого из «легенд» новой можно было встретить?
Для многих участников было большим событием познакомиться лично с Хельмутом Лахенманном, приехавшим на несколько дней, как и с участниками не менее легендарного Arditti квартета, исполнявшего его пьесы. Большим достижением всего фестиваля были события вокруг Энтони Брэкстона — знаменитого американского афроамериканского композитора, мультимузыканта и импровизатора. Несколько концертов с импровизациями в его системе, воркшоп, конференция стали заметной частью программы. Однако перечислить всех известных музыкантов и композиторов просто невозможно, так как в принципе состав профессоров — это наиболее востребованные авторы и исполнители из разных стран мира. В целом, фестиваль скорее стремится удержать шпагат между двумя берегами — «легендами» и новыми именами, удерживая статус как исторических курсов, так и новейших, поэтому они стремятся сохранить тренды прошлого, но не застревать в них, продолжая искать то, чем живут молодые авторы сегодня.
Helmut Lachenmann Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Anthony Braxton Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Helmut Lachenmann: Mes Adieux (2021/22)

Обработка видео...

Anthony Braxton - Composition No. 409 from 12 Comp (ZIM) 2017

Обработка видео...

11. Какие концерты больше всего запомнились?

Программы очень отличались по стилистике, поэтому запомнилось многое, особенно концерт-открытие, где выступил ансамбль Klangforum Wien с пьесой Жоржа Апергиса Situations, написанной специально для этого коллектива. Но чуть подробнее расскажу про четыре события, фиксирующих тот самый "шпагат" между недавним прошлым и совсем настоящим, а также стилистические горизонты.
Во-первых, это проект Minor characters от австралийца Мэттью Шломовица, ирландки Дженифер Уолш и ансамбля Nikel — это часовая пьеса, смешивающая в единую материю смех, ужас, красоту и трагедию. Материал пьесы свободно осциллировал между танцевальными ритмами босса новы, навороченными фри-джазовами пассажами и металлическими басами электрогитары, и все это с истеричными, виртуозными соло музыкантов и харизматичным, энергичным образом Уолш. Внешне это все напоминало потрясающее шоу, но внутри — травмирующая история о харасменте.
Во-вторых, это дуэтный концерт скрипача Ирвина Ардитти и пианиста Николаса Ходжеса. Их программа как раз отвечала за традицию фестиваля, и удовлетворила запрос на музыку той самой «новой сложности» в лице Фернихоу и Диллона, а также с пьесами Ксенакиса, Нойвирт и Позе. Невероятное исполнение: утопающее до недосягаемой глубины туше у Ходжеса, ультратонкие и точные высочайшие регистры Ардитти и фантастические унисоны скрипки и фортепиано.
Третье — это вокальный концерт, с выступлением певицы Джульет Фрейзер и Марка Кнупа за электроникой и клавишами, с музыкой менее известного автора норвежца Эйвинда Торвунда Plans for Future Operas. Забавные скетчи-рисунки на экране, множество шуток, легкость, даже некоторая детскость, в искусных вокальных пассажах у Фрейзер и неожиданных, мета-милых звуков электроники и клавиатуры.
И, наконец, концерт Клауса Ланга и Ярона Дойча для органа и электрогитары, прошедших в церкви, с пьесами Ланга последних двух лет. Совсем другое состояние музыки — вибрации, биение тембров, полное погружение в звук, тишину, пространство, когда забываешь про существование времени.

Minor characters by Matthew Shlomowitz and Jennifer Walshe, Ensemble Nikel
Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Irvine Arditti and Nicolas Hodges, Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Klaus Lang and Yaron Deutsch Photo Copyright: IMD / Kristof Lemp
Matthew Shlomowitz I Jennifer Walshe - The Church Won’t Let You Do Exorcisms Anymore (Nikel )

Обработка видео...

Plans for Future Operas

Обработка видео...

12. Что требуется, чтобы оказаться на фестивале?

На фестиваль попасть несложно: купить билеты на концерты и приехать. С курсами немного иначе: на сайте предлагают список композиторов и музыкантов, которые примут участие в очередных курсах, а также названия воркшопов с комментариями. Можно подать заявку, ее рассмотрят и ответят. На некоторые специальности спрос выше, поэтому имеет смысл отслеживать начало запуска новых курсов за шесть-восемь месяцев, чтобы успеть податься. В следующий раз курсы, вероятно, пройдут летом 2025 года.
13. Сложно ли было добраться туда?
Организационных сложностей сейчас немало, но главное, что добраться вполне реально. До Дармштадта я была на австрийском фестивале Impuls в Граце и получила визу под культурную поездку сразу на оба события. Дорога вышла с пересадками, но если упаковать самые необходимые вещи в большой рюкзак, то выходит относительно бюджетно и комфортно.
Klaus Lang - chanson lointaine et douce. (2022)

Обработка видео...